|
Русские поэты •
Биографии •
Стихи по темам
Случайное стихотворение • Случайная цитата Рейтинг русских поэтов • Рейтинг стихотворений Угадай автора стихотворения Переводы русских поэтов на другие языки |
|
Русская поэзия >> Пётр Лаврович Лавров >> Биография
Пётр Лаврович Лавров. Биография Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - русский философ и социолог, поэт и публицист, идеолог революционного народничества. Родился в семье помещика в с. Мелехово Псковской губернии. В 1842 г. окончил Петербургское артиллерийское училище. В 1844-1866 гг. преподавал в военных учебных заведениях Петербурга, был профессором Артиллерийской академии, полковник (с 1858). Участвовал в демократическом движении, в начале 60-х гг. принят в подпольную революционную организацию "Земля и воля". В апреле 1866 г. арестован; в январе 1867 г. отправлен в ссылку в Вологодскую губернию, откуда бежал спустя три года за границу с помощью Г. А. Лопатина. В Париже стал членом Антропологического общества, был принят в одну из секций I Интернационала. Участник Парижской коммуны 1871 г. Будучи в Лондоне, познакомился в 1871 г. с Марксом и Энгельсом. В 1873-1876 гг. издавал журнал и газету "Вперед!" (сначала в Цюрихе, затем - в Лондоне), проповедуя в них необходимость подготовки народа к революционной борьбе. В 1883-1886 гг. редактировал журнал "Вестник "Народной воли". Умер в Париже. Дебютировавший в 1857 г. как публицист и поэт в издававшихся Герценом "Голосах из России", Лавров на протяжении многолетней творческой деятельности сотрудничал в журналах "Отечественные записки", "Русское слово", "Библиотека для чтения", "Вестник Европы", "Дело", "Библиограф" и других органах русской и зарубежной печати. В 1864-1866 гг. был фактическим редактором журнала "Заграничный вестник". В философских работах ("Практическая философия Гегеля", 1859, "Механическая теория мира", 1859, "Три беседы о современном значении философии", 1861, и др.) Лавров выступал с критикой религиозной идеологии и мистических форм идеализма как "патологических элементов сознания". Опираясь на труды предшествовавших и современных ему философов-рационалистов и атеистов (Д. Штрауса, особенно Л. Фейербаха и др.), историков и этнографов, Лавров в статьях, опубликованных в "Энциклопедическом словаре, составленном русскими учеными и литераторами" (1861-1863), подверг критическому рассмотрению многие вопросы теории и истории религии. Эта попытка Лаврова, используя достижения религиоведения середины XIX века, осветить богословские понятия, проблемы возникновения религиозных верований, взаимоотношения религии и науки и т. п. с позиции антропологизма, стала причиной тех гонений, которым подвергли его как автора и редактора "Энциклопедического словаря..." реакционеры-обскуранты вроде В. И. Аскоченского, что и привело в конце концов к прекращению данного издания. Начиная с "Исторических писем" (1868-1869) Лавров доказывал в своих произведениях несовместимость социалистических убеждений с религией и различными формами ее проявления. Религиозные верования народных масс он определял как своеобразные "переживания доисторического периода", подчеркивая, что в их насаждении и поддержке заинтересованы лишь господствующие эксплуататорские классы. Формулируя в начале 70-х годов в статье "Вперед! Наша программа" задачи русских социалистов, считая социальный вопрос первостепенным, Лавров вместе с тем отмечал: "Религиозный, церковный, догматический элемент нам безусловно враждебен. Мы опираемся на критику, стремимся... к удовлетворению реальных потребностей. Между нами и различными сектами, ортодоксальными и еретическими, опирающимися на откровение или на идеалистическую метафизику, нет ничего общего. Принцип сверхъестественного, мистического, мы не признаем ни в одном из его оттенков" (Лавров П. Л. Избр. соч. на социально-политические темы. - Т. 2. - М., 1934. - С. 26). Интерес к проблемам изучения религии и атеизма нашел отражение во многих сочинениях Лаврова, начиная с юношеских стихотворений 40-х годов и таких статей, как "Современные германские теисты" (1859), вплоть до самых последних, в частности его фундаментального "Опыта истории мысли Нового времени" (Женева, 1888-1894), а также многочисленных корреспонденции, печатавшихся во второй половине 80-х - 90-х годов в газете "Русские ведомости". Стихотворения поэта
Стихотворения поэта по темам Количество обращений к поэту: 5473 |
||
russian-poetry.ru@yandex.ru | ||
Русская поэзия |