Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Пётр Лаврович Лавров >> Биография

Пётр Лаврович Лавров. Биография



Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - русский философ и социолог, поэт и публицист, идеолог революционного народничества.

Родился в семье помещика в с. Мелехово Псковской губернии. В 1842 г. окончил Петербургское артиллерийское училище. В 1844-1866 гг. преподавал в военных учебных заведениях Петербурга, был профессором Артиллерийской академии, полковник (с 1858). Участвовал в демократическом движении, в начале 60-х гг. принят в подпольную революционную организацию "Земля и воля". В апреле 1866 г. арестован; в январе 1867 г. отправлен в ссылку в Вологодскую губернию, откуда бежал спустя три года за границу с помощью Г. А. Лопатина. В Париже стал членом Антропологического общества, был принят в одну из секций I Интернационала. Участник Парижской коммуны 1871 г. Будучи в Лондоне, познакомился в 1871 г. с Марксом и Энгельсом. В 1873-1876 гг. издавал журнал и газету "Вперед!" (сначала в Цюрихе, затем - в Лондоне), проповедуя в них необходимость подготовки народа к революционной борьбе. В 1883-1886 гг. редактировал журнал "Вестник "Народной воли". Умер в Париже.

Дебютировавший в 1857 г. как публицист и поэт в издававшихся Герценом "Голосах из России", Лавров на протяжении многолетней творческой деятельности сотрудничал в журналах "Отечественные записки", "Русское слово", "Библиотека для чтения", "Вестник Европы", "Дело", "Библиограф" и других органах русской и зарубежной печати. В 1864-1866 гг. был фактическим редактором журнала "Заграничный вестник".

В философских работах ("Практическая философия Гегеля", 1859, "Механическая теория мира", 1859, "Три беседы о современном значении философии", 1861, и др.) Лавров выступал с критикой религиозной идеологии и мистических форм идеализма как "патологических элементов сознания". Опираясь на труды предшествовавших и современных ему философов-рационалистов и атеистов (Д. Штрауса, особенно Л. Фейербаха и др.), историков и этнографов, Лавров в статьях, опубликованных в "Энциклопедическом словаре, составленном русскими учеными и литераторами" (1861-1863), подверг критическому рассмотрению многие вопросы теории и истории религии. Эта попытка Лаврова, используя достижения религиоведения середины XIX века, осветить богословские понятия, проблемы возникновения религиозных верований, взаимоотношения религии и науки и т. п. с позиции антропологизма, стала причиной тех гонений, которым подвергли его как автора и редактора "Энциклопедического словаря..." реакционеры-обскуранты вроде В. И. Аскоченского, что и привело в конце концов к прекращению данного издания.

Начиная с "Исторических писем" (1868-1869) Лавров доказывал в своих произведениях несовместимость социалистических убеждений с религией и различными формами ее проявления. Религиозные верования народных масс он определял как своеобразные "переживания доисторического периода", подчеркивая, что в их насаждении и поддержке заинтересованы лишь господствующие эксплуататорские классы. Формулируя в начале 70-х годов в статье "Вперед! Наша программа" задачи русских социалистов, считая социальный вопрос первостепенным, Лавров вместе с тем отмечал: "Религиозный, церковный, догматический элемент нам безусловно враждебен. Мы опираемся на критику, стремимся... к удовлетворению реальных потребностей. Между нами и различными сектами, ортодоксальными и еретическими, опирающимися на откровение или на идеалистическую метафизику, нет ничего общего. Принцип сверхъестественного, мистического, мы не признаем ни в одном из его оттенков" (Лавров П. Л. Избр. соч. на социально-политические темы. - Т. 2. - М., 1934. - С. 26).

Интерес к проблемам изучения религии и атеизма нашел отражение во многих сочинениях Лаврова, начиная с юношеских стихотворений 40-х годов и таких статей, как "Современные германские теисты" (1859), вплоть до самых последних, в частности его фундаментального "Опыта истории мысли Нового времени" (Женева, 1888-1894), а также многочисленных корреспонденции, печатавшихся во второй половине 80-х - 90-х годов в газете "Русские ведомости".



Стихотворения поэта
  1. Русскому народу
  2. Путник
  3. Апостол
  4. Новая песня
  5. Пророчество
  6. Рождение мессии
  7. Бедуин
  8. Н. П. Огарёву
  9. Бессмертие
  10. Вперед!

Стихотворения поэта по темам


Количество обращений к поэту: 5473




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия