Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Юрий Петрович Воронов >> Биография

Юрий Петрович Воронов. Биография



Юрий Петрович Воронов [13.1.1929, Ленинград — 5.2.1993, Москва] — поэт, журналист.

Отец — профсоюзный работник, в годы Великой Отечественной войны служил в Кронштадте, затем преподавал в Ленинградской профсоюзной школе, мать — бухгалтер. Во время блокады шестиклассник В. становится бойцом аварийно-восстановительной службы. Это значило, что по сигналу воздушной тревоги или артиллерийского налета, когда 4 снаряда в минуту врезались в стены и улицы города, нужно было не спускаться в бомбоубежище, а, наоборот, вставать навстречу смерти, чтобы попытаться спасти кого-то из уцелевших под развалинами. 2 года спустя газета «Ленинская смена» опубликует заметку «Забывая об опасности...», рядом с которой на снимке ее герой — раненый, засыпанный осколками стекла черноглазый мальчик — будущий поэт блокады. А 25 ноября 1941 семью самого Воронова постигло горе — «черный всплеск» взметнулся над его домом. Мать и бабушку откопали сразу — живыми, а 3-летнего брата и полуторамесячную сестренку — только на 5-й день уже мертвыми. На всю жизнь с ним останется этот «долг» — не успел покормить голодного малыша: «Эту бомбу метнули с неба / Из-за туч / Среди бела дня. / Я спешил из булочной / с хлебом. / Не успел. / Ты прости меня». Вместе с отцом, добравшимся из Кронштадта, раскапывали завал руками, т.к. аварийную бригаду на третий день «отозвали» — надежды уже не было. Хоронили тоже вдвоем: «Я забыть / никогда не смогу / скрип саней / на январском снегу... / Будто все это / было вчера... / В белой простыне — / брат и сестра...»

Шел 85-й день блокады, а потом были остальные. Но не только голод, ранения, дистрофия — был досрочный прием в комсомол (1942), была работа в молодежных бытовых отрядах (они оказывали помощь ослабевшим), была медаль «За оборону Ленинграда» (1943); «Нам в сорок третьем / выдали медали / и только в сорок пятом — паспорта». А еще («музы не молчали») — были занятия в литературной студии при Ленинградском отделении СП (1943-48) под руководством Вс. Рождественского, были стихи, были выступления по знаменитому блокадному радио.

В 1947 Воронов поступает на отделение журналистики филологического факультета Ленинградского университета, где сразу становится признанным лидером молодежи — в учебных аудиториях, в научном обществе, в первых студенческих стройотрядах.

С марта 1952 (диплом будет вручен только в июне) Воронов начинает работать заведующим отделом студенческой молодежи в газете «Смена», затем — ответственным секретарем газеты. Его избирают секретарем Ленинградского обкома ВЛКСМ. Начинается стремительное и заслуженное восхождение Воронова по ступеням журналистской и партийной карьеры: заместитель редактора «Комсомольской правды» уже в Москве (1954-59), с 1959 член правления Союза журналистов, главный редактор «Комсомольской правды» (1959-65), с 1965 — ответственный секретарь газеты «Правда». Все это обрывается на первый взгляд неожиданно.

21 июля 1965 «Комсомольская правда», которую редактировал Воронов, опубликовала очерк «В рейсе и после» — о вопиющих беззакониях, в т.ч. и стоивших молодых человеческих жизней, на знаменитой тогда китобойной флотилии «Слава». «Комсомольская правда» отважилась выступить против генерал-директора флотилии, которого восхваляли на всех уровнях, называли «маяком» и который не только выдавал липовые показатели, но и создал собственное «царство в государстве», где царил полный произвол. В итоге директор был снят со своей должности. Но эта мера далась дорогой ценой — на газету и ее редактора обрушились высокопоставленные защитники — состоялось заседание секретариата ЦК КПСС, на котором была сделана попытка выгородить генерал-директора (см. об этом: В. Ганюшкин. Народ не безмолвствует, когда говорят люди // Новое время. 1988. №40. С.27-28; А. Сахнин. Но это было только начало // Известия. 1988. 23-24 сентября). Эта попытка не удалась, но с Вороновым «рассчитались»: оказывается, его назначение на пост ответственного секретаря «Правды» было лишь видимым повышением — оттуда его было удобнее «направить» на работу заведующим корреспондентским пунктом этой же газеты в Германию, где его продержали полтора десятилетия: «Дорога поет, / если к дому дорога, / и плачет, / когда от родного порога. / И если тебе / эта боль не знакома, / не жил ты вдали и подолгу/ от дома...»

За эти годы Воронов стал автором многих книг, вошел в СП, был избран членом правления СП (1976). По возвращении на Родину работал секретарем правления СП, редактировал «Литературную газету», некоторое время работал заведующим отдела культуры ЦК КПСС, в 1989 его избрали народным депутатом.

Воронову принадлежит более 200 выступлений в периодике. И все-таки главная заслуга его перед людьми — стихи. Он начал писать их рано, задолго до того 1950, от которого он официально отсчитывал начало своего творческого пути.

Уже в 1945 в ленинградской газете «Вагоностроитель» от 13 ноября было напечатано его стихотворение «Возвращение». Потом он долго, почти 20 лет не публиковал стихи (исключение — студенческие газеты), утверждая, что «О.Берггольц и Н.Тихонов уже все сказали».

Лишь 7 мая 1965 появилась первая подборка в «Правде», затем цикл из 12 стихотворений под названием «Блокадные записки» в журнале «Знамя» (1965. №6), а в 1968 — еще несколько в ленинградском альманах «День поэзии».

Но когда в том же 1968 вышла первая книга стихов Воронова «Блокада», а чуть позже — «Память», когда блокадные стихи Воронова были собраны воедино — они буквально обожгли читателей. У Воронова оказался свой ракурс в изображении ленинградской трагедии. Это не просто еще один дневник или воспоминание. Поэтическая история ленинградской блокады, над которой Воронов работал 30 лет, в ее окончательном варианте оказалась неотделимо вписанной в контекст современности. Пафос ключевых блокадных строк — «Я не напрасно беспокоюсь, / чтоб не забылась та война: / ведь эта память — наша совесть. / Она, как сила нам нужна» — обычно связывают только с реакцией на гонку вооружений и возможность атомной войны. Воронов слышал «молящий крик земли» о спасении от смертельного атома (и причем не только «военного» — стихотворение «Хиросима» было написано буквально в преддверии Чернобыля). Он слышал и «отчаянный крик пораженного пулей оленя» (как В. Астафьев, В. Распутин, В. Высоцкий) или уничтоженного подонком для возведения в ленинградском дворе персонального гаража куста сирени. Он еще в блокаду нашел душевные силы пожалеть не только людей, но и каменного льва, которому «осколком лапу оторвало». Воронов и позднее все время чувствовал боль своего города от полвека не залеченных ран на его стенах («Ленинградская осень»), ощущал «укор осыпающихся колоннад»: «В дни блокады / сохранили город, / неужели не спасем сейчас?»

И все-таки самым главным для Воронова было то, что вместе с забвением памяти о войне человечество стало утрачивать и представление о цене человеческой жизни вообще, в т.ч. и о жизни «молодых ребят», как обычно говорил бывший молодежный лидер. В логическом финале блокадных стихов — «День победы» (1985) есть ключевые строки: «Но лишь слыша / победный салют, / мы вдруг поняли: / с этой минуты / ни тебя, ни других / не убьют». Эти строки возникли в разгар Афганской войны и в то время, когда уже вспыхивали первые зарева серьезных межнациональных конфликтов: «И о мертвых / далеких и близких, / боль очнулась, / ударив в сердца...» Именно поэтому так важна Память — горький опыт истории, ее урок, предостережение: «Мертвые живых не упрекнут, / если те смеются и поют... / Но бывает все же: / им венки. / А они сжимают кулаки». Нужен не формальный ритуал, а живое ощущение того, что это такое: «Отбой. / За нынешний вечер / девятый», когда «вместо супа — бурда из столярного клея». Потомки блокадников должны понять, что чувствовали люди, когда «на праздничный салют пол-Ленинграда не поднялось», когда один за другим умирали самые родные и близкие.

У Воронова есть очень хорошие стихи не только о блокаде — о любви и дружбе, о природе, о творчестве. Они — в ряде сборников: «Улица России» и «Долгое эхо» (оба — 1979), «Весы» (1986), «Избранное» и «Белые ночи» (оба — 1987), в периодических изданиях. Но это — просто хорошие стихи. Стихи же «Памяти» и «Блокады» — гражданский и нравственный подвиг. Они навечно встали рядом с мемориалом на Пискаревском кладбище, Зеленым поясом Славы, с Монументом героическим защитникам города на Московском проспекте — там высечены строки Воронова: «О, камни, будьте стойкими, как люди!»

Во всех откликах на стихотворения Воронова критика обязательно подчеркивала одно: это — поэзия «без вычурных метафор» и прочих «украшений». Действительно, существует поэзия металогичная и автологичная. Поэтика Воронова сформировалась в системе последней. Но, кроме графической точности и строгости, его стихам присущ огромный внутренний накал, почти невероятная драматическая напряженность, редкая эмоциональная выразительность. Дыхание, которое перехватывает от горя, передается прерывистой обрывающейся строкой: «Как стон, / как рыданье, / как всхлип». Нравственная сила и мужество защитников города — экспрессивной меняющейся динамикой ритма. Особенную энергию стиху придают почти обязательные афористические зачины или концовки: «Строка бывает — как рука, / в беде протянутая другом»; «Все объяснимо, / кроме лжи, / и лишь она непоправима»; «Искусство не прячет секретов. / Секреты таит ремесло». Передавая различные оттенки переживаний и состояний лирического героя, Воронов использует и разные размеры стиха — от классического русского ямба до верлибра. Он мастерски выстраивает лирический сюжет — от безукоризненно точно найденной детали до самого широкого, временами почти космического обобщения. Таково, например, стихотворение «Баллада о музыке». Оно начинается с нескольких подчеркнуто прозаических подробностей выступлений знаменитого блокадного оркестра «под гул канонады» в полутемном зале Филармонии. Трагические реалии быта: саночки, на которых музыканты везли через заледеневший город валторны и скрипки, врач, сидящий «на всякий случай», в последнем ряду выступающих, представители в случае горькой необходимости «возможной замены», ушанки и пальто на старинном бархате кресел... Но от строки к строке, как и в музыке, все больше усиливается лирическое crescendo, чтобы в конце обвально обрушиться на читателя всей силой fortissimo: «И музыка / встала над мраком развалин, / крушила / безмолвие темных квартир. / И слушал ее ошарашенный мир». А затем — две строки финала — почти шепотом, как на последнем дыхании: «Вы так бы смогли, / если б вы умирали?..»

Стихи Воронова — это не только гражданский подвиг, но и самая высокая поэзия.


К.Ф.Бикбулатова

Стихотворения поэта
  1. Мы никогда так много не молчали
  2. Вода
  3. Пусть другие судачат
  4. Ленинградские деревья
  5. Опять война, опять блокада
  6. Улица Росси
  7. Когда живое всё от взрывов глохло
  8. Забвенье или память? - спросишь ты
  9. 27 января 1944 года
  10. Дорога жизни


Количество обращений к поэту: 5624




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru

Русская поэзия - стихи известных русских поэтов