Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Вадим Габриэлевич Шершеневич >> Биография


Вадим Габриэлевич Шершеневич. Биография



Вадим Габриэлевич Шершеневич

Вадим Габриэлевич Шершеневич [25.1(6.2).1893, Казань — 18.5.1942, Барнаул] — русский поэт, переводчик, литературный и театральный критик.

Отец поэта — известный ученый-правовед, депутат I Государственный думы от партии кадетов, мать — оперная артистка. В Москве Шершеневич закончил знаменитую Поливановскую гимназию (сидел за одной партой с будущим чемпионом мира по шахматам А.А. Алехиным), а затем филологический и юридический (по другим сведениям — математический) факультеты Московского университета.

Первые поэтические сборники Шершеневича «Весенние проталинки» (1911) и «Carmina» (1913) носят отпечаток явного влияния поэзии символистов (главным образом А. Блока). Тем не менее второй сборник получил неожиданно высокую оценку в рецензии такого проницательного критика, как Н. Гумилев: «Прекрасное впечатление производит книга Б. Шершеневича. Выработанный стих <...> непритязательный, но выверенный стиль, интересные построения заставляют радоваться его стихам» (Гумилев Н. — С.168).

Однако именно в 1913 Шершеневич делает резкий поворот «налево» и оказывается среди эгофутуристов. Вместе с поэтом, художником и филологом-любителем Л.В. Заком (псевдоним «М. Россиянский») он возглавляет карликовое издательство «Мезонин поэзии». В этом же году в Москве и Петербурге выходят поэтические сборник Шершеневича «Экстравагантные флаконы» и «Романтическая пудра», исполненные эпатажа и своеобразного эго-футуристического юмора, принимаемого «благонамеренным читателем» за напыщенную глупость.

Одновременно Шершеневич переводит и активно пропагандирует в России творчество вождя итальянских футуристов Ф.Т. Маринетти, а во время пребывания последнего в Москве состоит при нем в качестве гида-переводчика, пишет статьи о футуризме. В период непродолжительного сближения кубофутуристической «Гилей» с группой эгофутуристов у Шершеневича завязываются личные отношения с В. Маяковским. Поэтика «раннего Маяковского» решительным образом повлияла в дальнейшем на практику «левого крыла» (Шершеневич, А. Мариенгоф) русского имажинизма. Вместе с тем, сопрягая эти имена (Маяковский и Шершеневич), корректнее говорить о «неравно-объемном», но — взаимовлиянии.

Первая мировая война, участником которой Шершеневич был, несколько умерила его творческую активность. Тем не менее «вольноопределяющийся Шершеневич» за годы войны издал несколько книг: сборник стихотворений «Автомобилья поступь», сборник статей о футуризме «Зеленая улица» и поэму в соответствии с модной тогда «теорией монодрамы», именуемую Шершеневича «монологической драмой» — «Быстрь».

Вполне справедливо имя Шершеневича в истории русской литературы в первую очередь связывается с имажинизмом. Русский имажинизм, организационно оформившийся как «Орден» под покровительством анархистского толка «Ассоциации вольнодумцев», а с 1924 до самороспуска в 1927 существовавший как самостоятельное Общество, был, в сущности, детищем Шершеневича, являвшегося подлинной душой этого общества и главным теоретиком движения. Ибо еще в «Зеленой улице» (1916) футурист Шершеневич писал: «Я по преимуществу имажионист, т.е. образы прежде всего. А так как теория футуризма наиболее соответствует моим взглядам на образ, то я охотно надеваю <...> вывеску футуризма» (Зеленая улица. С.7). Наиболее же полно свои имажинистские взгляды Шершеневича излагает в книгах «2x2=5» и «Кому я жму руку» (обе — 1920), где, как бы резюмируя, пишет: «Аритмичность, аграмматичность и бессодержательность — вот три кита поэзии грядущего завтра» (Кому я жму руку. С.16). Впрочем, в своей поэтической практике Шершеневича явно «не дотягивал» до этой «программы-максимум», ограничиваясь умеренными экспериментами в области графики и синтаксиса, главным образом повышая метафорическую насыщенность текста («100 образов на 100 строк»). «Имажинизм от Шершеневича» во многом близок сюрреализму. Любопытно, что в качестве своеобразного «поэтического образца» Шершеневич приводит («2x2=5») стихи французского поэта Сен-Поля Ру, которого сюрреалисты считали своим предтечей.

Собственно, и как поэт Шершеневич максимально реализовался в рамках имажинизма. В 1920-21 его стихи печатаются в многочисленных имажинистских альманахах и сборниках. В 1920 выходит и лучшая поэтическая книга Шершеневича «Лошадь как лошадь», о которой В. Львов-Рогачевский писал: «...за каталогом образов, за перепевами раскрывается страшное лицо человека, потерявшего душу в современном городе. Здесь есть свое, и это войдет в литературу» (Львов-Рогачевский В.— С.90).

В 1930-е Шершеневич пишет воспоминания, не без вызова названные «Великолепный очевидец». В полном объеме они увидели свет лишь в 1990.

Введение Главлита в 1922 резко ограничило и без того достаточно умеренную «свободу печати» для «попутчиков», в т.ч. и для имажинистов. Последний поэтический сборник «Итак итог» Шершеневич издал в 1926 на свои средства. С этого времени Шершеневич пишет стихи лишь от случая к случаю. Занимается переводами (Бодлер, Парни, Шекспир), много и успешно работает для театра (об этом см.: Театральная энциклопедия. М., 1967. Т.5. Стб.873).

Умер Шершеневич от туберкулеза в эвакуации.


В.Ю.Бобрецов
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Весенний дождь
  2. Одиночество
  3. Маски
  4. Оттого так просто жить на свете
  5. Посвящение Н.Гумилеву
  6. Принцип звука минус образ
  7. Если б знали, сколько муки скрыто
  8. Прощай
  9. В гостиной
  10. Импровизация

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 8181





Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия