Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Юрий Никандрович Верховский >> Биография

Юрий Никандрович Верховский. Биография



Юрий Никандрович Верховский

Юрий Никандрович Верховский [23.5 (4.6). 1878, с. Гришнево Смоленской губ.— 23.9.1956, Москва] — русский поэт, переводчик, историк литературы.

Родился в семье присяжного поверенного. Обучался сначала в смоленской классической гимназии, затем в 4-й (Ларинской) гимназии Санкт-Петербурга.

В 1902 окончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где занимался под руководством академика А.Н. Веселовского; был оставлен при университете. После смерти А.Н. Веселовского (1906) научные интересы Верховского переменились: он стал все больше тяготеть к русской литературе пушкинского времени, особое внимание уделяя изучению жизни и творчества А.А. Дельвига и Е.А. Баратынского. Верховский принимал участие в подготовке академического Собрания сочинений Баратынского, в 1916 опубликовал материалы к его биографии из Татевского архива; итогом разысканий и раздумий о судьбе и творческом наследии Дельвига стала книга «Барон Дельвиг. Материалы биографические и литературные» (1922).

В 1919 в Москве вышел подготовленный Верховским сборник «Поэты пушкинской поры» с его предисловием. Кроме того, перу Верховского принадлежат такие статьи и очерки, как «Стихотворение Лермонтова на смерть Пушкина. Черновой автограф из Татевского архива», «Из истории литературы. Пушкиниана», «О символизме Боратынского»,«Таинственная повесть» (о Лермонтове).

Глубокая привязанность к поэзии пушкинской эпохи сказалась на творчестве Верховского. Знаменательны строки из его стихотворения «Тоска, тоска, тоска — и все кругом постыло...» (1910-16): «О, ясный Вяземский, о, Тютчев тайнодумный, / О, Боратынского волшебная печаль!»

С другой стороны, Юрий Верховский испытал серьезное влияние поэзии символистов. Он стремился облечь образы и мотивы, вызванные символистским мировосприятием, в формы русского классического стиха первой половины XIX в.

Как поэт Верховский дебютировал в журнале «Вестник Европы» (1899. №11), где напечатал два стихотворения («Сонет» и «Сфинксы над Невой»). Первой серьезной публикацией явилась подборка (20 стих, и 2 поэмы) в «Зеленом сборнике» (СПб., 1905), в котором выступили начинающие авторы (среди них — М. Кузмин). Блок выделил Верховского как «владеющего стихом лучше других». В. Брюсов в рецензии на сборник отметил, что Верховский «наиболее разнообразен из числа участников»: «На сорока страницах, занятых им, есть порывания в самые противоположные стороны: он слагает строгие сонеты, пробует вольный стих ("Светит месяц"), "неверные" созвучия ("Тени ночные"), новые метры ("Часто ты слышишь звуки"), <...> подражает пушкинским лирическим поэмам ("Пустыня"), Фету... Апухтину... и т.д. — но в этом многообразии еще нет ничего своего, что связало бы разрозненные части в целое, в единое» (Весы. 1905. №1).

Первый поэтический сборник Юрия Верховского «Разные стихотворения» (1908) был встречен критикой довольно благожелательно. Но наибольший отклик получил его второй сборник «Идиллии и элегии» (1910; рецензии Н. Гумилева, С. Городецкого, В. Ходасевича и др.). Когда автор послал книгу Блоку, тот откликнулся стихотворением «Юрию Верховскому (При получении "Идиллий и элегий")» (май 1911), в котором писал: «И в шуме осени суровом / Я вспомнил вас, люблю уже / За каждый ваш намек о новом / В старинном, грустном чертеже». Верховский в ответ написал стихотворение «А. Блоку в деревню» (авг. 1911).

Блок с симпатией относился к Верховскому, считая его своим «добрым приятелем». Блоку Верховский посвятил позднее статью «Восхождение. К поэтике А.Блока» (в сборнике «Об Александре Блоке». Пг., 1921), а также заметки мемуарного характера «В память Александра Блока» (Дружба народов 1980. №11). Дружеские отношения связывали Верховского также с Вяч. Ивановым, М. Кузминым, Ф. Сологубом, В. Пястом и др.

Наиболее полным собранием лирики Верховского стала книга «Стихотворения», вышедшая в Москве в 1917. Она включает в себя разделы «Сельские эпиграммы», «Идиллии», «Элегии». Как отметил Ю.М. Гальперин, «лирика Верховского отмечена камерностью переживаний, тематической и жанровой определенностью, изысканными, но не броскими экспериментами с метрикой, рифмой, строфикой» (Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989. Т.1. С.432).

После революции 1917 Верховский занимался главным образом преподаванием русской литературы (в Пермском и Петербургском университетах, с 1924 — в институте слова и на Литературных курсах в Москве) и переводами (см., в частности, книгу «Поэты Возрождения», 1948).


В.Н. Быстров
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта

  1. Богатый ливень быстро прошумел
  2. Сонет
  3. Даль — очарована. И разочарованье
  4. Город
  5. Рождественскою ночью
  6. Как раненый олень кидается в поток
  7. Дождливый день ползет к ночи уныло
  8. Ах, душечка моя, как нынче мне светло!
  9. Я уходил с душою оскорбленной
  10. В майское утро улыбчивой жизни певцов простодушных

Стихотворения поэта по темам


Количество обращений к поэту: 9316




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия