|
Русские поэты •
Биографии •
Стихи по темам
Случайное стихотворение • Случайная цитата Рейтинг русских поэтов • Рейтинг стихотворений Угадай автора стихотворения Переводы русских поэтов на другие языки |
|
Русская поэзия >> Пётр Никитич Ткачёв >> Биография
Пётр Никитич Ткачёв. Биография Пётр Никитич Ткачёв (29.VI.1844 - 23.XII.1885 (4.I.1886)) - русский революционер, идеолог бланкистского направления в народничестве, публицист и литературный критик. Из небогатых дворян Псковской губернии. В 1861 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Петербургского университета и на 2 месяца заключен в Кронштадтскую крепость. С 1862 года началась литературную деятельность Ткачёва. За революционную пропаганду в среде студенчества неоднократно арестовывался, в последний раз но делу С. Г. Нечаева (1869). В 1872 после отбытия тюремного заключения был выслан на родину в Великолуцкий уезд, откуда в 1873 году бежал за границу. Некоторое время сотрудничал в журнале П. Л. Лаврова «Вперед!». После разрыва с Лавровым сблизился с группой русско-польских эмигрантов, с которыми с конце 1875 года до 1881 года издавал «Набат». На страницах «Набата» Ткачёв обосновывал свою программу революционной борьбы, полемизируя с Лавровым и М. А. Бакуниным. Одновременно Ткачёв сотрудничал в русским легальном журналом «Дело», где помещал публицистические и литературно-критические статьи. За границей Ткачёв имел тесные контакты с бланкистами, сотрудничал в газете Л. О. Бланки "Ni Dieu, ni maître" («Ни бога, ни хозяина», 1880). С 1882 года Ткачёв тяжело болел. Умер в психиатрической больнице в Париже. Воззрения Ткачёва сложились под определяющим влиянием демократической и социалистической идеологии 50-60-х годов 19 века, прежде всего Н. Г. Чернышевского. Однако в трудах Ткачёва крестьянский социализм существенно изменил свою форму: из общесоциологической модели некапиталистического пути развития он развертывается в концепцию непосредственного революционного действия, в систему принципов политической стратегии и тактики. Отвергая концепцию «самобытности» русского экономического строя, Ткачёв констатировал, что пореформенное развитие страны медленно, но неуклонно совершается в сторону капитализма и считал, что предотвратить победу капитализма можно, лишь заменив один экономический принцип другим, буржуазный - социалистическим. В отличие от Чернышевского, в концепции Ткачёва фактор времени играл первостепенную роль. Как и все народники, Ткачёв связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Однако, в отличие от большинства народников, Ткачёв не верил в способность крестьянства провести в жизнь идею социальной революции. Вслед за П. Г. Заичневским Ткачёв развил идею политического переворота как исходного пункта социальной революции: не просвещение народа должно предшествовать революции, а революция - просвещению. Главной предпосылкой революции, по мнению Ткачёва, является объединение сознательных элементов переворота в конспиративную централистскую партию якобинского типа. Твердые и решительные действия партии против старой власти (заговор, государственный переворот) создадут условия для революционной, разрушительной работы народа; опираясь на нее, революционное меньшинство сумеет парализовать сопротивление господствующих классов. В противоположность бакунистам, Ткачёв доказывал необходимость использования государства после победы революции. Народ, по его мнению, не способен на самостоятельное революционное творчество. Осуществить идеалы социальной революции в состоянии только сознательное меньшинство, которое с помощью централизованного государства последовательно и постепенно реформирует весь строй. Свои философские воззрения Ткачёв называл «реализмом». В него включались элементы материалистической трактовки истории. Ткачёв, в частности, считал, вслед за К. Марксом и Чернышевским, экономический фактор «рычагом» социального движения и рассматривал исторический процесс с точки зрения борьбы экономических интересов различных классов. Несмотря на это, Ткачёву не удалось полностью преодолеть идеалистическое понимание истории. Источник общественного развития Ткачёв видел в воле отдельной личностей. Выступая против провиденциальной веры в ход вещей, в абстрактную необходимость, настаивая на «обязанности действовать», Ткачёв не поднимался до осознания исторической необходимости, как реальной предпосылки, в которой заключены условия для проявления коллективной и индивидуальной воли. Поэтому отрицание «каких-либо непреложных законов» в истории часто превращалось у Ткачёва в апологетику исторической случайности. В области эстетики и литературной критики Ткачёв, развивая традицию Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, утверждал принципы реализма, высокой идейной и общественной значимости художественных произведений. Доктрина Ткачёва имела трудную судьбу в истории русского революционного движения. Резкая полемика с господствовавшими в народничестве 70-х годов лавристами и бакунистами на долгие годы поставила Ткачёва и редактировавшийся им «Набат» в изолированное положение. Однако практика заставила революционеров, отрицавших «политическую революцию» во имя «социальной», признать необходимость политической борьбы против самодержавия. В генезисе «политического» направления в народничестве сыграла свою роль и программа Ткачёва. И. К. Пантин. Москва. Советская историческая энциклопедия Стихотворения поэта Отрывки из стихотворений Количество обращений к поэту: 5138 |
||
russian-poetry.ru@yandex.ru | ||
Русская поэзия |