Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеРассылка
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений

Русская поэзия >> Николай Яковлевич Агнивцев >> Биография


Николай Яковлевич Агнивцев. Биография



Николай Яковлевич Агнивцев [8(20).4.1888, Москва — 29.10.1932, Москва] — поэт.

Родился в семье юриста. Детство Агнивцева прошло на Дальнем Востоке, где отец по долгу службы часто переезжал из города в город, отчего Агнивцев был вынужден учиться в различных гимназиях, пока в 1906 не окончил одну из них в Благовещенске. После этого Агнивцев уехал в Петербург, поступил на филологический факультет Петербургского университета, но образования там не завершил, занявшись поэзией. Первое стихотворение Агнивцева «Родной край» было опубликовано в журнале «Весна» (1908. №9).

«Литературная энциклопедия», вышедшая еще при жизни Агнивцева, делила его творчество на 3 периода: «дореволюционный — экзотика, эротика и идеализация феодально-аристократического мира; эмигрантский — основное настроение — сменовеховский национализм; последний — будни советского быта» (Т.1. М., 1929. С.651). Если не принимать во внимание своеобразную терминологию тех лет, то суть явления подмечена правильно. При единстве поэтического стиля, худож. приемов и особенностей в отдельные периоды жизни Агнивцева существовали как бы три разных поэта, значительно отличавшиеся друг от друга настроением, темами в зависимости от перипетий судьбы автора.

До революции Агнивцев во множестве печатал стихи и драматические сценки в «Петербургской газете», «Биржевых ведомостях», в журнале «Солнце России», «Сатирикон», «Новый сатирикон» и др. Стихи Агнивцева были словно созданы специально для устного исполнения: они легко запоминались, были просты и изящны по форме, в них часто применялись повторы и рефрены, а строфы стихотворений Агнивцева часто напоминали куплеты и припевы песен. Не случайно композиторы охотно писали музыку на стихи Агнивцева, и эти песни охотно исполнялись такими артистами, как Н. Ходотов, А. Вертинский и другими. С публичным чтением своих стихов постоянно выступал и сам Агнивцев на подмостках театров, кабаре, в литературно-артистическом ресторане «Вена».

В 1913 в Петербурге вышла первая книга Агнивцева «Студенческие песни. Сатира и юмор», где наряду со сценками из студенческого быта, веселыми, залихватскими, достаточно острыми и злободневными, были напечатаны и эпиграммы Агнивцева, широко ходившие в устном исполнении и пользовавшиеся успехом. Мгновенно разошедшаяся книга в том же году была выпущена 2-м издании.

Первую мировую войну, как и многие его собратья по перу, Агнивцев встретил воодушевленно. Он заполнял периодику патриотическими стихами и в 1915 выпустил сборник «Под звон мечей», отражавший его настроения первых месяцев войны. Очень быстро сам Агнивцев понял, что вирши, вошедшие в эту книгу, поэзией не являются, и никогда больше ни одного стихотворения из патриотического сборника не переиздавал.

Февральская революция 1917, вызвавшая эйфорию у Агнивцева, подтолкнула его на создание стихов с явной политической окраской. Выступая в роли «русского Беранже», Агнивцев темы и сюжеты брал в основном из эпохи французской революции и из русской истории. Написанные Агнивцевым стихотворения «Гильотина», «Павел I» и др. звучали по всему Петрограду, а стихотворение «Рассеянный король», ставшее песней в исполнении А. Вертинского, быстро стало широко известным.

Еще в январе 1917 Агнивцев вместе с актером Ф. Курихиным и режиссером К. Марджановым создал театр-кабаре «Би-Ба-Бо» (переименованный затем в «Кривой Джимми»), писал для него значительную часть репертуара, сочинил гимн театра на музыку Ю. Юргенсона. После Октября театр отправился на гастроли в Киев. Там, как вспоминал И. Эренбург, «в маленьком театре, известном петербуржцам, актеры подпрыгивали, пели куплеты, написанные Агнивцевым: "И было всех правительств десять, / Но не успели нас повесить"» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1990. Т.1. С.287). Затем последовали гастроли в Харькове, Ростове, Тифлисе. Маршрут театра соотносился с направлением отступления белых войск. Из Тифлиса отступать уже было некуда, и театр вернулся в Москву. Часть труппы, в т.ч. и Ф. Курихин, оказались вскоре в Ростове-на-Дону, где открыли сатирический театр малых форм «Гротеск», ставивший, в частности, и пьесы Агнивцева: «Санкт-Петербург», «Дама в карете», «Фуфыра и сморчок», «Черный паж» и др. О. Мандельштам, приехавший в начале 1922 в Ростов и посмотревший спектакли «Гротеска», написал в «Обозрении театров гг. Ростова и Нахичевани» об увиденном: «В ростовском „Гротеске" господствует... изысканный Агнивцев с браслетами, щеночками и собачками, этот Кузмин на сахарине с маргариновым старым Петербургом, где стилизация не прячется в углах губ, а прет из каждой строчки, как лошадиное дышло» (Мандельштам О. Сочинения. М., 1990. Т.2. С.271).

Агнивцев после отъезда театра остался в столице Грузии и, по свидетельству тоже бывшего в то время там И.Эренбурга, «ждал французской визы» (Эренбург И. — Т.1. С.318). В Тифлисе начался второй период творчества Агнивцева, когда он еще до отъезда театра выпустил новый сборник стихотворений «Санкт-Петербург» (1921). Вскоре Агнивцев получил ожидаемую визу и в 1921 через Константинополь выехал в Париж. В Берлине вышла книга стихотворений Агнивцева «Мои песенки» (1921) («Небольшая книжка Агнивцева — хорошее средство, чтобы не разучиться иногда улыбаться» — Новая русская книга. 1922. №2. С.20-21).

Стихи Агнивцева охотно включали составители различных сборников и антологий как в Русском зарубежье, так и на оставленной им родине. В 1922 в Берлине вышла «Антология сатиры и юмора», где были помещены 5 стихотворений Агнивцева. В то же время в составленном в Москве «Сборнике литературно-художественных революционных произведений» (1922) нашлось место для его «Баллады о короле».

Оказавшись в Париже, мечте своей юности, месте действия почти половины его стихотворений, Агнивцев тем не менее стал писать не о Париже, а о городе своей юности — о Петербурге. Ни до, ни после этого таких горьких, таких пронзительных стихов Агнивцев не писал. Они были лаконичны и просты. В 1923 вышла новая книга Агнивцева «Блистательный Санкт-Петербург. С ее появлением еще резче обозначился противоречивый облик Агнивцева-поэта: «...Среди массы повторений, тривиальностей и просто безграмотностей — нет-нет да и выглянет настоящее лицо настоящего поэта, губящего себя, свое дарование по подмосткам театриков кабаре» (Новая русская книга. 1923. №1. С.24). И все же петербургские стихи Агнивцева, передающие настроения не только поэта, но и многих его читателей, пользовались большой популярностью. Не пренебрегали этими стихами и издатели. В 1923 в Берлине в антологию «Петербург в стихотворениях русских поэтов» вошло 6 стихотворений Агнивцева. Несколько его произведений из этого цикла были включены в сборнике «Вечера под зеленой лампой» (Берлин, 1923) и в других изданиях. Интересна книга Агнивцева еще и тем, что трудно сыскать другой такой пример, где бы книга из 38 стихотворений, целиком была посвящена одному городу.

Материально Агнивцеву жилось в эмиграции лучше многих других эмигрантов. Помимо его поэтических книг в 1923 вышел сборнике Агнивцева «Пьесы», содержавший 36 драматургических произведений. Агнивцеву охотно предоставляли свои страницы многие периодические издания, но чрезвычайно сильная тоска по родине и набиравшее силу сменовеховское движение, подтолкнувшее многих писателей Русского зарубежья к мыслям о возвращении в Россию, сильно задели и Агнивцева. В 1923 он вернулся на родину.

Начался третий период творчества Агнивцева. Он сотрудничал в советских сатирических журналах, писал для эстрады и цирка, писал обо всем на свете — о перестройке Москвы и о беспризорниках, о декабристах и китайских рикшах, о кирпичах, трамваях, примусах. Но ни разу после эмиграции Агнивцев не написал о том, что раньше наполняло всю его поэзию. После 1923 из-под пера Агнивцев не вышло ни одной строчки ни о Париже, ни о Петербурге.

Основным направлением постэмигрантского творчества Агнивцева стали стихи для детей. В большинстве своем это были увлекательные рассказы на производственно-технические и общественно-политические темы. В одном только 1925 вышли книжки Агнивцева: «Винтик-шпунтик», «Война игрушек», «Знакомые незнакомцы», «Как примус захотел Фордом сделаться», «Китайская болтушка», «Октябренок-постреленок», «Спор между домами», «Чашка чая». Многие детские книги Агнивцев выдержали не одно издание — «Кирпичики мои» (1926 и 1927), «Шарманочка» (1926 и 1929), «Мыши из цирка» (1927 и 2 изд. в 1930), «О бедном щегленке» (1927 и 1930), «Сказка с цветами» (1929 и 1930) и др.

В 1926 в Москве, в «издательстве автора» вышло единственная «взрослая» книга Агнивцева этого периода — «От пудры до грузовика», со-держащая его стихи за последние 10 лет и прослеживающая его путь от «салонных» до «производственных» стихов. В предисловии к книге Агнивцев написал: это «не просто книжка выбранных стихов различных периодов. Это — мой литературный паспорт со всеми рифмованными визами, своевременно отмечавшими мои стихотворные мечтания с 1916 по 1926 г.».

После смерти Агнивцева его произведения долгое время практически не переиздавались и вернулись к читателю лишь несколько десятилетий спустя.


В.В. Попов
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Гранитный барин
  2. Белой ночью
  3. Дама из Эрмитажа
  4. Заморские павы
  5. Блистательный Санкт-Петербург
  6. Дама и обезьяна
  7. Баллада о конфузливой даме
  8. Белый вальс
  9. Африканская идиллия
  10. Принцесса Анна

Стихотворения поэта по темам


Количество обращений к поэту: 11162







Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия