Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Юрий Константинович Терапиано >> Биография

Юрий Константинович Терапиано. Биография



Юрий Константинович Терапиано

Юрий Константинович Терапиано [9(21).10.1892, Керчь — 3.7.1980, Ганьи, близ Парижа] — поэт, критик, прозаик.

Сын статского советника Константина Васильевича Торопьяно. Окончил Александровскую классическую гимназию в Керчи (1911) и юридический факультет Киевского университета св. Владимира (1916). В 1913 Терапиано побывал в Персии, где познакомился с одним из учителей зороастрийской религии. Общение с ним во многом предопределило формирование мировоззрения Терапиано, его глубокий интерес к восточной эзотерической традиции; записи, сделанные по следам этих бесед, послужили основой позднейшей книги Терапиано «Маздеизм. Современные последователи Зороастра» (Париж, 1968; переизд.: М., 1993).

В 1916 Юрий Терапиано был призван в армию, по окончании военного училища весной 1917 начал в звании прапорщика службу в Москве (где общался с двоюродным братом своей матери Л.А. Тихомировым — богословом, в прошлом народовольцем, порвавшим с революционным движением), затем был на Юго-Западном фронте; летом 1919, после занятия Киева белыми, вступил в Добровольческую армию.

В 1918-1919 в Киеве начал литературную деятельность: участвовал в собраниях киевского Литературно-артистического общества, затем — ХЛАМа (Общества художников, литераторов, артистов, музыкантов), общался с О.Э. Мандельштамом, Б.К. Лившицем, а также с В.Н. Маккавейским, с которым был связан тесной дружбой; в «ежегоднике искусства и гуманитарного знания» «Гермес» (Сб. 1. Киев, 1919. Апрель), изданном под редакцией Маккавейского, были опубликованы стихотворные произведения Терапиано («Из поэмы "Единое и все"», «Поэма о смерти гроссмейстера Якова Моле» и др.) и два его прозаических этюда («I. Гермес. II. Метемпсихозы Сатаны»). Весной 1920 в феодосийском литературно-артистическом кружке ФЛАК познакомился с М.А. Волошиным. В составе Добровольческой армии эмигрировал из Крыма, 2 года прожил в Константинополе, в 1922 переехал в Париж, где стал постоянным участником русских литературных собраний и объединений.

В начале 1925 Юрий Терапиано — один из организаторов «Союза молодых писателей и поэтов» и его первый председатель, с 1926 — сотрудник газеты «Дни» (куда его привлек заведующий литературным отделом В.Ф. Ходасевич) и «Последние новости». В том же году Терапиано — один из учредителей поэтического кружка «Перекресток», ориентировавшегося на «неоклассическую» поэтику Ходасевича и строгие стихотворные формы, а также один из редакторов (наряду с Н. Берберовой, Д. Кнутом, Вс. Фохтом) парижского журнала «Новый дом», в котором появилась его программная статья «Два начала в русской современной поэзии» (1926. №1). Выделяя в ней Б.Л. Пастернака и Ходасевича как выразителей, соответственно, двух противоположных начал в поэтическом творчестве — Хаоса и Космоса, Терапиано отдает безусловное предпочтение началу Космоса, выраженному у Ходасевича во «внутренней насыщенности» чувства и в «ясной и точной словесной распланировке» (С.27).

В 1927-28 Терапиано — один из редакторов (вместе с В.А. Злобиным и Л.Е. Энгельгардтом) литературный журнал. «Новый корабль», с 1927 постоянно участвует в собраниях общества «Зеленая лампа», организованного по инициативе Д.С. Мережковского и 3.Н. Гиппиус; Терапиано примыкал к ближайшему литературному окружению Мережковских и сочувствовал их метафизическим исканиям.

Первая книга стихов Юрия Терапиано «Лучший звук» (Мюнхен, 1926), включавшая поэму «Невод», написанную как «Слово, обращенное от лица Горуса-Аполлона, Иерарха, к ученику его, Василиду, трудящемуся над построением Нового Храма Премудрости», в полной мере отразила религиозно-философские и оккультные тяготения автора («Слова его тяжелые, веские и — о тяжелом и важном»,— писал о Терапиано в этой связи Г.П. Струве (Русская мысль. 1927. №1. С.113)), а также его стремление развивать акмеистические традиции и прежде всего тематику и стилевые приемы поэзии Н.С.Гумилева: сам Терапиано утверждал, что Гумилев среди поэтов первой четверти века «явился самым заметным после Блока» (О Гумилеве // Новый корабль. 1928. №3. С.52), а Ходасевич находил, что в ранних стихах Терапиано «манерою Гумилева воспроизведена литературная психология молодого Брюсова» (Летучие листы. По поводу «Перекрестка» // Возрождение. 1930. №1864. 10 июля. С.4).

Имена Брюсова и Гумилева могли служить для Терапиано также ориентиром в его попытках самоопределения как одного из ведущих литературных критиков Русского зарубежья, автора обзорных статей, претендующих на отражение всей панорамы литературной жизни и систематизированное осмысление ее важнейших тенденций. О претензиях Терапиано объединить вокруг себя молодых парижских поэтов и «обучить их мастерству стихосложения» иронически писал В.С. Яновский: «Тень мэтра, строителя стихов, Гумилева, Брюсова не давала покоя Терапиано, и это тем более досадно, что, не касаясь его поэтического дара, шармом или магией он никак не обладал. Был Терапиано внешне тускловат» (Яновский В.С. Поля Елисейские. Книга памяти. Нью-Йорк, 1983. С.215). Терапиано стал одним из наиболее плодовитых литераторов эмиграции: его стихи, статьи и рецензии печатались во всех заметных русских журналах и альманахах, издававшихся в Париже («Звено», «Перекресток», «Совр. записки», «Числа», «Встречи», «Круг», «Русские записки») и других городах («Своими путями», «Воля России», «Журнал содружества» и т.д.). По сообщению Р. Герра, к 1934 Терапиано успел опубликовать «137 стихотворений и больше сорока критических и литературных статей» (Вместо предисловия // Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-74). Париж; Нью-Йорк, 1987. С.312). Готовившаяся к печати в 1935 книга статей Терапиано «Литературные будни (Дневник зарубежного писателя)» издана не была.

Вторая книга стихов Терапиано «Бессонница» (Берлин, 1935) по тематике, идейно-психологической тональности и образно-стилевому ряду зримо контрастировала с его первым сборником; по оценке К.В. Мочульского, поэзия Терапиано, сохранив прежний «молитвенный строй», предстала теперь в подлинном своем облике, без покровов «эстетики, гностики»: «...краски и формы изобразительности отступили под напором лирической стихии; Тайны (с большой буквы) посвященных рассеялись как дым перед лицом простой и бездонной тайны жизни. Стихи сделались простыми, крепкими, ясными; по ним можно проследить духовное развитие автора: мучительную борьбу с сомнениями, искушениями, отчаяньем, освобождение от соблазнов красивости и мастерства, углубление в собственную душу, упрямое стремление к совершенству и чистоте, напряженное искание Бога. <...> Стихи Терапиано — об одиночестве души современного человека, о ее затерянности в страшном и темном мире, богооставленности и безысходной муке» (Современные записки. 1935. Кн.58. С.476). В то же время Ходасевич указывал на отсутствие в «гладких» стихах Терапиано литературного своеобразия, на его «несомненное умение повторять чужое» (Возрождение. 1935. №3697. 18 июля. С. 3). Этот недостаток, по мнению Ходасевича, был во многом преодолен в третьей книге стихов Терапиано «На ветру» (Париж, 1938), которая, «потеряв в цельности, <...> выиграла в правдивости»: «...став самим собою, Терапиано не мог не написать нескольких стихотворений, в которых есть нечто свое, неповторимое — и тем самым нужное для других» (Возрождение. 1938. №4159. 25 ноября. С. 9).

Вобрав в себя настроения, характерные для многих поэтов русского Парижа (внутренняя тревога, разуверения, ощущение неприкаянности, драматизма повседневной жизни), поэзия Терапиано сохранила изначально присущую ей «неоклассическую» ориентацию, тяготение к отточенному мастерству, верность поэтическим традициям начала XX в. (в «На ветру» «любимым поэтом» провозглашается И.Ф. Анненский — стихотворение «Каким скупым и беспощадным светом...», С.39), религиозную устремленность. Те же особенности отличают и четвертую книгу стихов Терапиано «Странствие земное» (Париж, 1951), включающую произведения, навеянные воспоминаниями о Гражданской войне и размышлениями о судьбе России: «Земля моя, за каменной стеною, / За крепким частоколом — не пройти: / Любить всю жизнь любо-вию одною — / И вновь — не Ты, и нет к Тебе пути!» («Муза». С.41). В последующие десятилетия Терапиано почти не пишет стихов; последний его сборник — «Паруса» (Washington, 1965).

Теософские интересы Юрия Терапиано и его представления о древнейшей предыстории земли отразились в мистическом повествовании «Путешествие в неизвестный край» (Париж, [1946]) — прозаической книге об обитающем в неизвестной стране в Гималаях «потомстве переселенцев с давно исчезнувшего материка» (С. 34); здесь излагаются эзотерические сюжеты («Сказание об исчезнувших материках», «Предания о Кресте и Розе», «Предание об Иссе Милостивом» и др.), которые Терапиано интерпретирует как «отблеск воображения», «другую сторону нашей собственной <...> мечты о лучшем мире, о лучших людях» (С. 164).

В послевоенные годы Терапиано постоянно печатался в основных эмигрантских журналах и альманахах («Новоселье», «Новый журнал», «Возрождение», «Опыты», «Грани», «Мосты», «Современник», «Оккультизм и йога» и др.), регулярно помещал критические статьи и обзоры в нью-йоркской газеты «Новое русское слово» (1945-55), в 1955-78 вел критический отдел в парижской «Русской мысли». Часть его публикаций этого времени, посвященных литературе Русского зарубежья, собрана в посмертно изданной книге «Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974). Эссе, воспоминания, статьи» (Сост. Р. Герра и А. Глезер. Париж; Нью-Йорк, 1987). Под редакцией Терапиано (совместно с И. Яссен и В. Андреевым) был издан сборник стихов русских зарубежных поэтов «Эстафета» (Париж; Нью-Йорк, [1948]), он же составил антологию «Муза диаспоры. Избранные стихи зарубежных поэтов. 1920-1960» (Франкфурт-на-Майне, 1960). Ценнейшим источником сведений о жизни русской эмиграции в 1920-30-е является книга воспоминаний Терапиано «Встречи» (Нью-Йорк, 1953), включающая характеристики основных парижских литературных объединений и аналитические очерки о ряде писателей-эмигрантов. В 1971, уже в преклонном возрасте, Терапиано стал инициатором литературных собраний «Медонские вечера», где неизменно председательствовал; выступал с докладами на заседаниях Союза писателей и журналистов в Русской консерватории им. С. Рахманинова.

С 1955 проживал в «Русском доме» в Ганьи, где и скончался. В последние годы жизни тесно общался с И.В. Одоевцевой, посвятившей памяти Терапиано книгу воспоминаний «На берегах Сены» (Париж, 1983).


А.В. Лавров
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Калам (палочка для писания)
  2. Расстрел
  3. Ночью
  4. Без возвышающих обманов
  5. Я стою в тишине
  6. Всё, что было, – как много его и как мало!
  7. В Мекку
  8. В прошлые дни
  9. Я болен. Не верится в чудо
  10. Вечер...

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 7433




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия