Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений

Русская поэзия >> Алексей Дмитриевич Скалдин >> Биография


Алексей Дмитриевич Скалдин. Биография



Алексей Дмитриевич Скалдин

Алексей Дмитриевич Скалдин [2(15).10.1889, деревня Карыхново Новгородской губернии Валдайского уезда Мшенской волости — 18.7 (по другим сведениям — 28.8).1943, Карлаг — Карагандинский лагерь] — поэт, прозаик, литературный критик.

Родился в крестьянской семье. Предки — из Костромской губ. Кологривского уезда. Окончил церковно-приходскую школу. Писать начал с 9 лет. Послал стихи (не ранее 1904) в журнале «Живописное обозрение». Семья переехала в Петербург в 1905. Служил в страховом обществе: сначала — мальчиком-рассыльным, затем, сделав стремительную карьеру,— управляющим округом. Посещал университет и студенческие кружки, но систематического образования не получил, самостоятельно выучил языки: французский, немецкий, древнегреческий и латинский. В анкетах писал: «Образование высшее — самоучка». В литературные круги вошел в 1908-09, был связан с журналом «Весна», познакомился с Блоком, Клюевым, Вяч. Ивановым, Мережковским, Философовым и др. литераторами. С 1910 печатается в журналах «Аполлон», «Гаудеамус», «Сатирикон». Был членом Религиозно-философского общества (позднее — ВОЛЬФИЛА). Предложенный в 1913 доклад Скалдина «Идея нации» не был прочитан в Религиозно-философском обществе, но получил высокую оценку Блока.

В 1924 Алексей Скалдин выступил на заседании ВОЛЬФИЛЫ с докладом «Две поэмы», посвященным памяти Блока. В журнале «Труды и дни» (1913. №1-2) опубликовал развернутую рецензию «Затемненный лик» (по поводу книги В.В.Розанова «Метафизика христианства»).

В 1912 в издательстве «ОРЫ» вышел сборник Скалдина «Стихотворения» с посвящением: «Вячеславу Иванову, брату». Книга, носившая одновременно печать мастерства и ученичества, была и воспринята неоднозначно. Наряду с восторженными (Недоброво Н.В. // Русская молва. 1913. 31 янв.) появились резкие рецензии, отмечавшие подражательный, вторичный характер стихов (Гумилев Н. // Аполлон. 1913. №3; Городецкий С. // Гиперборей. 1913. №4).

В 1912 Скалдин не был принят в «Цех поэтов». Одной из причин этого, безусловно, следует считать его близкую дружбу с Вяч. Ивановым на фоне особо обострившегося тогда соперничества двух мэтров русской поэзии — Вяч. Иванова и Гумилева. О степени близости Скалдина к Вяч.Иванову могут свидетельствовать их многолетняя переписка и факт участия Скалдин в дуэльной истории С. Шварсалона (пасынка Иванова) и М. Кузмина. Скалдин был секундантом Шварсалона.

В 1913 Алексей Скалдин был кооптирован в «Цех поэтов». Появляются подборки его стихов в сборник «Орлы над пропастью» и «Альманах муз» (1916).

В январе 1915 Скалдин женился на переводчице Елизавете (Элжбет) Константиновне Бауман (в первом браке Вальтер), двоюродной сестре Вольфганга Грегера, известного своим переводом на немецкий язык поэмы Блока «Двенадцать». Скалдин воспитывал двух падчериц — Клару Рейнгольдовну (депортирована из города Пушкина в 1942, дальнейшая судьба неизвестна) и Марину Р., которая в действительности была его родной дочерью.

В январе 1916 Скалдин начал, а в мае того же года завершил работу над романом «Странствия и приключения Никодима Старшего». Первоначально произведение было названо «Повествование о Земле» и задумывалось как трилогия. Есть сведения, что трилогия была завершена в 1920-х и отправлена для печатания за границу, где затерялась. Летом 1916 роман о Никодиме неоднократно читался в литературных собраниях и был предложен журналом «Русская мысль», где был высоко оценен в художественном отношении, но отклонен, т.к. содержание не вполне соответствовало направлению журнала. Отдельным изданием роман вышел осенью 1917 и вследствие бурных политических событий остался почти не замеченным критикой. Отзывы современников в письмах писателю (художника Н.В. Кузьмина, Ф. Сологуба, А.Г. Архангельского и др.) чрезвычайно высоки. Главный герой романа — Никодим — наделен автобиографическими чертами, и его нравственно-философские искания отражают эзотерические увлечения Скалдин тех лет. В облике главной героини угадываются черты Е.К. Скалдиной. Предреволюционная социальная напряженность, теософские споры, вечные проблемы разделения добра и зла вошли в роман в причудливой символистской образности. В 1989 и 1990 роман был репринтно издан в США с предисловием В.Крейда (перепечатано: Юность. 1991. №9-11), где это произведение определяется как «последний шаг прозы Серебряного века, последняя его вершина». В 1993 роман Скалдина вышел в Стокгольме на шведском языке.

Скалдин также был наделен незаурядным организаторским талантом. В 1913 вместе с Н.В. Недоброво и Е.Т. Лисенковым он приложил немало усилий к возрождению Поэтической академии. Так появилось Общество поэтов, в которое входили Блок, Ахматова, Г. Иванов, Адамович, Зенкевич и многие другие. В Немецком литературном обществе Скалдин составлял программы вечеров, готовил и проводил заседания. С момента создания в Петрограде (март 1917) Союза деятелей искусств Скалдин — активнейший его работник. Он входит в Совет временных уполномоченных союза в качестве секретаря литературной курии (председатель курии — Ф. Сологуб). А поскольку союз провозгласил «законодательное право и право суда над правительственными и общественными мероприятиями и начинаниями в области искусства», упорно отстаивал «вольность искусства», возникли трения, сначала — с Временным правительством, затем — с Наркомпросом. Возможно, это послужило одной из причин (наряду с голодом) отъезда Скалдина в 1918 из Петрограда сначала в Москву, потом в Саратов, куда позже переезжает вся его семья.

В Саратове Алексей Скалдин работает в Политпросвете Губоно, заведует Губернским музеем (Радищевский музей, ныне — Саратовский художественный музей), руководит театральной студией, затем — всеми зрелищными учреждениями города, вместе с М.А. Зенкевичем создает отдел Всероссийского союза поэтов, преподает в высших учебных заведениях, выступает с публичными лекциями, публикует ряд культурологических статей в журнале «Художественные известия». Наездами бывает в Петрограде, работает над новой книгой «о революции» — «Вечера у мастера Ха» (сохранилась одна глава — «Рассказ о Господине Просто»). Влияние Скалдина как культурного лидера Саратова росло, его идеологическая позиция раздражала городские власти.

В конце 1922 Скалдин был арестован и по сфабрикованному обвинению осужден на три года тюремного заключения. Хлопотами жены, Вяч. Иванова и Ал. Чеботаревской, которые обратились к Луначарскому и Каменеву, Скалдин был досрочно освобожден и в сентябре 1923 вернулся в Петроград. Около года он не может найти постоянной работы, перебивается случайным редактированием в ГИИСе, уезжает в Ростов-на-Дону, где, будучи беспартийным, некоторое время работает в политотделе Донского облисполкома и в Книжторге, сотрудничает в этом направлении более чем с 40 издательствами, в том числе «Колос», «Космос», «Пучина», «Наука», много ездит по стране.

В 1924 Скалдин сдал в ГИЗ свой роман «Смерть Григория Распутина», написанный на документальной основе.

В конце того же года он пытается передать рукопись в издательство «Время», где работал художником его брат. Роман остался неизданным, рукопись утрачена. Из писем Алексея Скалдина того времени становится известным, что он много читает в литературных домах. Так, в доме Гершензонов, кроме вышеназванного, читались рассказы «Зоологический лев», «Рассыпанное ожерелье» и «разные стихи» (утрачено). И именно М.О. Гершензон определил его «истинное призвание — писать детские сказки». Действительно, в конце 1920-х — начале 1930-х Скалдину удается опубликовать только небольшие детские произведения: «Чего было много», «Раскваси» (1928), «За рулем» (1930), «Колдун и ученый» (1931). В производство были сданы: «Музей "Чижа"», «Нитка, иголка и пуговица», «Земля Каанана».

Уже в ранней прозе Скалдин предвосхитил поэтику обэриутов: для его стиля характерны поливалентная семантика, необычность грамматических конструкций, алогические мотивации. Знакомство с обэриутами подтверждается и стихотворение Д.Хармса «Короткая молния пролетела над кучей снега...» (1931), где дан словесный портрет Скалдина, а также и тем фактом, что во Всероссийский СП Скалдин и Хармс были приняты в один день — 28 окт. 1929.

Сюжеты и образная система немногих дошедших до нас произведений Скалдин позволяют назвать его предшественником и М.А. Булгакова. В «Рассказе о Господине Просто» (1919-24) действуют говорящий кот, нечистая сила, неизвестный господин, «в походке которого примечается резкий удар», Мастер Ха, или просто Мастер.

В 1923 Скалдин с семьей переезжает на постоянное жительство в Детское (Царское) Село, служит в ГИЗе в должности редактора и библиотекаря. Творческое общение приобретает исключительно домашние и кружковые формы, постоянно присутствие Скалдина на литературных встречах в доме Иванова-Разумника. Здесь он читает повесть «Земля Каанана», «посвященную изображению возможной революции на острове Ява», и наброски романа «Женихи» (утрачены), к тому же времени относятся рукописи также не дошедших до нас романов «Деревенская жизнь» и «Невероятная жизнь». Именно собрания у Иванова-Разумника послужили причиной ареста Скалдина 20 января 1933 и обвинения его в принадлежности к «контрреволюционному идейно-организационному центру народнического движения». Скалдин был приговорен к 5 годам заключения в концлагере, замененным высылкой в Казахстан на тот же срок.

В Алма-Ате Алексей Скалдин служил в плановом отделе Горжилсоюза, вел уединенный образ жизни, много писал, болезненно ощущая насильственный разрыв с семьей, литературной средой и отсутствие элементарных условий для творчества: не было отдельной комнаты, местная библиотека не имела необходимой справочной и исторической литературы. В 1933 от астмы умерла жена Скалдина. Сразу по окончании срока ссылки Скалдин включается в культурно-общественную жизнь Алма-Аты; как изокритик выступает с лекциями и на публичных диспутах (Казахская правда. 1940. 3 августа, 10 декабря).

В 1939-41 ему удалось дважды побывать в Москве и Ленинграде, где во многих литературных домах, в том числе у Ю.Н. Верховского и Иванова-Разумника, он читает новые произведения. Во время последнего приезда Скалдин передал в Литературный музей часть своего архива: письма А. Блока, В. Иванова, Г. Иванова, И. Северянина, В. Мейерхольда и многие другие, рукопись книги В. Иванова «Нежная тайна», рукописи своих опубликованных произведений, материалы журналов «Горнило» и «Пламя». Коллекция ценных старинных автографов была продана в Публичную библиотеку Ленинграда. В одном из последних известных нам писем из Алма-Аты (июнь 1941) Скалдин сообщает о том, что готов к окончательному переезду в Москву или Ленинград, и называет произведения, созданные в ссылке: «Роман о Распутине» — построенный на рассказах людей, много о нем знавших, «Колдуны» — роман о деревне, о ее истории, начиная с 1940-х до нашего времени включительно, «Повесть каждого дня» — лирический роман о любви человека, которому любовь «никак не удается», «Чудеса старого мира» — роман о взаимоотношениях русского человека с зарубежным миром, «Третья встреча» — роман как бы о будущем, но в формах совершенно настоящего. Кроме того, повести «Авва Макарий», «Неизвестный перед святыми отцами», «Сказка о дровосеке с длинным носом». Общий объем написанного в Алма-Ате автор определил примерно в 4 тысячи страниц или в 170-180 печатных листов. Весь творческий архив погиб. В октябре 1941 Алексей Скалдин был арестован и осужден специальным совещанием, приговорен к восьми годам лишения свободы. По официальным сведениям, он умер в Карлаге в 1943.


Т.С. Царькова
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Акварели
  2. Мне было тайно ваше Слово
  3. Зодиак
  4. Поэт
  5. Как долго болел я
  6. Яблоки шлю я тебе на простом нерасписанном блюде
  7. В моей полутемной комнате
  8. Эвридика
  9. Красный песок на дорожках
  10. Перенесение знамен

Стихотворения поэта по темам


Количество обращений к поэту: 4624





Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия