Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеРассылка
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений

Русская поэзия >> Борис Александрович Садовской >> Биография


Борис Александрович Садовской. Биография



Борис Александрович Садовской

Борис Александрович Садовской (Садовский) [10(22).2.1881, город Ардатов Нижегородской губернии — 5.3.1952, Москва] — поэт, прозаик, критик.

Сын историка А.Я. Садовского. Первоначальное образование получил в нижегородском Дворянском Александровском институте и местной гимназии, затем (с 1902) учился на историко-филологическом факультете Московского университета (окончил в 1906). Впервые выступил в печати в янв. 1901 (стих. «Иоанн Грозный» в газете «Волгарь»). Как поэт, тяготел к символизму, был связан дружбой или близким знакомством с Андреем Белым, Блоком, Брюсовым, пригласившим его сотрудничать в «Весах». Печатался также в «Русской мысли», «Речи», «Биржевых ведомостях» и др., не порывая связи с нижегородской прессой. Первый поэтический сборник Садовского «Позднее утро» вышел в 1909, когда автору было 28 лет (откуда, видимо, и чазвание). За ним последовали наиболее известный «Самовар» (1914), «Полдень» (1915), «Обитель смерти» (1917), свидетельствовавшие о неоклассических устремлениях автора: внешне связанный с символистами, Садовской внутренне ощущал себя наследником Пушкина и Фета. Это особенно заметно в историко-литературных книгах Садовского: «Русская Камена» (1910), «Озимь» (1915), «Ледоход» (1916), содержавших и статьи о современной поэзии. Наиболее значительными историко-литературными работами Садовского были исследования, посвященные биографии и творчеству Фета (в сборник «Ледоход»). Проза Садовского (сборник «Узор чугунный», 1911; «Адмиралтейская игла», 1915), преимущественно посвященная «давно прошедшему», отличается стилизацией «под эпоху». Используя язык реконструируемого времени, Садовской широко пользовался приемом воссоздания дневников, переписки, мемуаров. Это сказывалось и на выборе заглавий («Из бумаг князя Г.», «Дневник генерала» и др.).

В конце 1916 Садовского разбил паралич, и он оказался фактически вне литературы. Революции 1917 были восприняты им как крушение обжитого мира. Близкий в начале 1920-х к самоубийству, Садовской при поддержке друзей все-таки выстоял и продолжал активную литературную деятельность, хотя его почти не печатали. «Новое время» требовало «новых песен»; увидели свет только сборник «рассказов в стихах и прозе» «Морозные узоры» (1922) и роман «Приключения Карла Вебера» (1928). Очевидно, результатом этого были недавно раскрытые мистификации Садовского. В частности, от имени вымышленного Николая Ивановича Попова — «однокашника» С.М. Степняка-Кравчинского по Лесному институту (одновременно с ним учился отец Садовского) и «литературного секретаря» Некрасова — Садовской в 1926 отправил в редакции журналов «Былое» и «Красная нива» «воспоминания» о Некрасове и Степняке-Кравчинском с приложением стихотворений. «Воспоминания Н.И. Попова» о Некрасове, содержавшие «неизвестное стихотворение» «Солнышко село. Тюремной решетки...» было тогда же опубликовано (Красная нива. 1926. №30; публ. Садовского «Из архива покойного Н.И. Попова»). «Воспоминания» о Степняке-Кравчинском и 5 (из 12) стихотворений, (известно, что Степняк-Кравчинский писал стихи, но они не обнаружены) увидели свет через 40 лет (Синее небо отчизны моей // Неделя. 1965. №3; публ. С.С. Волка из архива П.Е. Щеголева). С именем Садовского связана также публикация его собственного стихотворения «В роще» (1912) в СС Блока (Т.3. М., 1960) и Есенина (Т.5. М., 1962) и «Солдатской сказки» под именем Блока (Новая Россия. 1926. №3). К этому же времени относятся, с другой стороны, ценные «Записки» Садовского, охватывающие 1881-1916. Перевезенный в 1929 из Нижнего Новгорода в Москву, Садовской поселился в церковном подвальчике Новодевичьего монастыря, где провел остаток жизни. Его считали умершим, но он продолжал активную литературную деятельность. Кроме недавно опубликованных романа «Пшеница и плевелы» (о Лермонтове и Н.С. Мартынове) и повести «Табакерка» им были написаны также считающиеся утраченными романы «Современник» о «шестидесятниках», «Первое марта» о народовольцах, пьеса «Федор Кузьмич», связанная с легендой об Александре I, и др. В обширном архиве Садовского (РГАЛИ) сохранился «Дневник», представляющий собой яркую панораму литературной жизни начала XX в.


М.Д. Эльзон
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Море
  2. Земляника
  3. Луна осенняя
  4. Ах! Опять наплывает тоска
  5. Когда застынут берега
  6. Николай Первый
  7. Усталость
  8. Верни меня к истокам дней моих
  9. Жизни твоей восхитительный сон
  10. Смотрю и слушаю вокруг


Количество обращений к поэту: 1897







Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия