Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворение
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений


Русская поэзия >> Василий Васильевич Князев >> Биография


Василий Васильевич Князев. Биография



Василий Васильевич Князев [6(18).1.1887, Тюмень — 10.11.1937, в заключении] — поэт.

Родился в купеческой семье, отец был поэтом, музыкантом, художником, мать — дочь ссыльного поляка К.Н. Высоцкого, видного культурного деятеля Сибири. Так расшифровывается один из псевдонимов Князева — Высоцкий К. Учился в гимназии в Екатеринбурге, затем в 1904-05 в земской учительской семинарии в Петербурге.

9 января 1905 участвовал в митингах и демонстрациях в Петербурге и из семинарии был исключен.

Первая публикация — 3 января 1905, незадолго до Кровавого воскресенья.

С 1905 печатается в разных жанрах — сатира, басни, пародии, частушки, революционные песни, баллады — в журналах «Поединок», «Гном», «Серый волк», «Застрельщик», «Скандал», «Овод», «Маски», «Сатира», «Булат» и др.

В 1905-07 выступает под псевдонимами Буревестник, Василиск, Язев, Княжевич и др. После поражения первой русской революции из оппозиционных к правительству журналов переходит в либерально-юмористические «Будильник», «Сатирикон», «Новый сатирикон» и др.

В 1910 издает сборник «Сатирические песни». Дед и отец Князева собирали народные пословицы; Князев последовал их примеру, много внимания уделил «Пословичной энциклопедии». Его книга «Жизнь молодой деревни. Частушки-коротушки Санкт-Петербургской губернии» (1913) была отмечена почетным отзывом Академии наук. Князев не только собирал фольклор, но и в своих стихах использовал фольклорные жанры — раешник, частушку, городской романс.

В 1914 издал в Петербурге книгу «Двуногие без перьев. Сатира и юмор».

Стихи 1905-16 были собраны в «Первой книге стихов», вышедшей в Петрограде в 1919. После Октябрьской революции Князев становится сотрудником «Красной газеты». Как отмечали в печати, «Князев первый вышел из рядов буржуазной печати и стал под красное знамя» (Вестник литературы. 1919. №3. С.9). В «Красной газете» ежедневно появлялись стихи-«набаты» («Песня набата», «Ночной набат» и др.) Красного звонаря, песни Красного поэта, беседы деда Нефеда, фельетоны Софронова внука из Великих Лук (псевдонимы Князева).

В 1918 Князев печатался и в газетах «Петроградская правда», «Северная коммуна», в сатирических журналах «Красный дьявол», «Гильотина», также в журналах «Красноармеец», «Красный командир», газете 7-й армии «Боевая правда», в газетах Москвы, Смоленска, Архангельска и др. Тогда же редактировал журнал «Красная колокольня», руководил стихотворным отделом «Красной газете», работал в «Боевой правде», выступал на митингах, участвовал в агитпоездках на фронт, там организовал фронтовую газету и «окопный театр».

Среди десятков и сотен его боевых агиток, пафосных и сатирических стихов, политических памфлетов и фельетонов самым знаменитым его произведением явилась «Песня Коммуны», опубликованная «Красной газете» 11 августа 1918. На многолюдных митингах восторженно повторяли ее рефрен: «Никогда, никогда, никогда, никогда коммунары не будут рабами!» Л. Полонский свидетельствует: «Комсомолец 20-х годов, я и сегодня, спустя 60 с лишним лет, помню, как упоенно пели мы эту песню в праздничных колоннах Первомая и Октября» (Полонский Л.— С.136).

Выступления Князева проходили триумфально. В «Красной газете» 23 октября 1918 сообщали: «Аплодисментами был встречен пролетарский русский Беранже Василий Князев». В «Правде» 13 августа 1919 писали: «Читал свои стихи В. Князев. Ему была оказана восторженная встреча». «Богатырь Коммуны», «наш красный Беранже», «любимый пролетарский поэт», «талантливейший пролетарский поэт» — так называли его в газетах. Его популярность была не только широкой, но и устойчивой — стихи из книг Князева «Красное Евангелие», «Красные звоны и песни» (обе — 1918), «Песни красного звонаря» (1919) перекладывались на музыку, переводились на иностранные языки.

Только в течение 1918 «Красное Евангелие» выдержало 4 издания. В этой книге автор новое, революционное содержание современности облекал в одежды известных народным массам христианских преданий. Так, Октябрьская революция осмысливалась как давно предреченное новое пришествие Христа — Мессии, «искупителя», которого нужно встретить достойно его великой миссии. Но вместо скорбного Христа в «Красном Евангелии» появлялся Христос-бунтарь: «Очисти душу — и воскресни во имя Красного Христа!» Образ Христа переосмысливался в революционном духе, чтобы возвысить Октябрьскую революцию, подчеркнуть ее мировое значение и космические масштабы,— таков смысл «Красного Евангелия». В годы Гражданской войны Князев издал 12 книг — «Песни красного звонаря», «Дети города» (обе — 1919), «О чем пел колокол», «Азбука возрождения транспорта» (обе — 1920) и др.

В 1924 изданы книги «Капля крови Ильича», «Фома Царьков».

В 1920-е Князев продолжил свою работу по сбору, изучению и изданию произведений фольклора.

В 1924 издал книги «Современные частушки. 1917-1922 гг.» и «Русь. Сборник избранных пословиц, присловок, поговорок и прибауток», в 1925 — «Частушки красноармейские и о Красной Армии», в 1928 — «Советские частушки». Фольклорные мотивы и приемы использованы и в оригинальных книгах Князева: «Красная ленинская деревня», «Красная казарма. Первомайская тальянка» (обе — 1925). Но, как писал В.В. Базанов, «при всех своих фольклористических увлечениях В. Князев не сумел достойно оценить фольклор новокрестьянских поэтов вообще и Н. Клюева в частности...» (Базанов В.В.— С.186); в книге «Ржаные апостолы» (1924) Князев резко критиковал Н. Клюева и других новокрестьянских поэтов.

В 1930 Князев издает «Книгу пословиц. Выборки из пословичной энциклопедии», в 1936 — «Избранные частушки Северного края».

В 1920-е, затем в 1930-е расширяет жанровый диапазон.

В 1920 Князев издает драму «Фабрикант и рабочий», в том же году в Архангельске отдельным изданием выходит инсценировка «Красного Евангелия». Только в 1923 Князев издает 4 книги для детей, в 1926 стихи для детей «Страшный сон».

В 1930 журнал «Звезда» публикует воспоминания Князева.

В 1934 под псевдонимом Иван Седых Князев публикует роман из жизни сибирского купечества «Деды». Основные стихотворные книги 1930-х: «Книга избранных стихотворений» (1930), «Последняя книга стихов» (1933), «За четверть века (1905-1930). Книга избранных стихотворений» (1935). Но затем внезапно замолчал — весной 1937 поэт революции был арестован по абсурдному обвинению в контрреволюционной агитации.

Следуя по этапу из Магаданского пересыльного пункта в отдаленный лагерный пункт Мальдяк (дорога длиной в 700 километров), поэт скончался. Остались незавершенными монументальный роман «Деды», многотомная «Пословичная энциклопедия» — труд трех поколений династии Князевых, а то, что было для нее собрано, не сохранилось и в архивах. В заявлении на имя уполномоченного НКВД поэт писал: «Дайте мне остаток моей жизни (5 лет, не больше) писать знойные, обжигающие душу песни. Я докажу, что я не только не враг народа, но предан Октябрьской революции до последнего издыхания!» (Полонский Л.— С.140). Этих 5 лет и даже 1 года в запасе уже не было. Но когда началась Великая Отечественная война, «Песня Коммуны» снова встала в боевой строй: 31 июля 1941 «Ленинградская правда» опубликовала стих., начинавшееся строкой: «Мы не будем фашизма рабами!»


В.А. Шошин
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Девочка Дума
  2. Живой труп
  3. Взятие Константинополя
  4. Требник капиталиста
  5. Буржуазная газета
  6. Каинова печать
  7. В былые, давние лета
  8. О, сколько ненужного, нудного шума
  9. Наш "Свисток"
  10. Моя политическая платформа


Количество обращений к поэту: 2371







Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия