Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Александр Иванович Тиняков >> Биография

Александр Иванович Тиняков. Биография



Александр Иванович Тиняков

Александр Иванович Тиняков [13(25).11.1886, село Богородицкое Мценского уезда Орловской губернии — 17.8.1934, Ленинград] — поэт, прозаик, литературный критик, публицист.

Происходил из государственных крестьян. Отец — зажиточный крестьянин, церковный староста.

В 1897-1903 Тиняков обучался в Орловской классической гимназии (среди учителей — Ф.Д.Крюков), но курса не окончил. В январе 1903 прибыл за советом в Ясную Поляну: Толстой посоветовал Тинякову не порывать с родителями, и тот «возвратился в семью и даже в гимназию». Первая публикация — стихотворение в прозе «Последняя песня» (Орловский вестник. 1903. 14 сентября).

В 1903-1905 стихи Тинякова публиковались в «Орловском вестнике», в 1906-1907 Тиняков печатался в «Орловской речи».

В декабре 1905 Тиняков совершил поездку в Москву, где познакомился с В.Я. Брюсовым, который сообщил Тиняков, что он «небезнадежен».

В 1904 Тиняков обратился за поддержкой к И.А. Бунину, однако тот, раскритиковав стихи земляка за «модернизм», отказался публиковать их в журнале «Правда»; почти одновременно стихи Тиняковым были отвергнуты «Новым путем».

В 1905-1906 Бунин помогал Тинякову рекомендациями, призывая воздерживаться от «скорпионовских выкрутасов» и «жалких декадентских новшеств», чему Тиняков не внял.

После ухода из дома Тиняков стал вести богемный образ жизни. С января 1905 Тиняков жил в Москве, помещая свои стихотворения в альманахе «Гриф» (1904, 1905, 1913), в «Голосе жизни» (1905), «Весах» (1906-1909), «Золотом Руне», «Перевале» (1907), «Трудовой жизни» (1907), «Аполлоне» (1910) и др. Большинство стих, было подписано псевдонимом «Одинокий» — по заглавию одноименного романа А. Стринберга (1903), бывшего в начале века для Тинякова одним из источников жизнетворчества — наряду с Ф.М. Достоевским, Ш. Бодлером и С. Пшибышевским. Главным же объектом поклонения для Тинякова был Брюсов, доброжелательно относившийся к нему. Он писал Тинякову: «Два основных Ваших недостатка: пристрастие к хитрым рифмам и пристрастие к слишком страшным темам. От того и от другого освободиться можно. Два основных достоинства Ваших стихов: ясность, четкость образов и мелодичность стиха» (Письмо от 24 мая 1910). Друживший в те годы с Тиняковым В.Ф. Ходасевич отмечал: «Можно сочувственно или враждебно относиться к идеям г. Тинякова, но нельзя не признать, что он никогда не опускается до холодного выдумывания стихов, до писания ради писания, до стихотворного жонглерства, получившего столь широкое распространение в последние годы. Переживания г. Тинякова подлинны,— и это заставляет примириться с их немного наивным демонизмом. Стих г. Тинякова немного жесток, отрывист, немузыкален, но в нем чувствуется серьезная работа...» (Утро России. 1912. 24 ноября №271).

Подготавливая первый стихотворный сборник «Navis nigra» (1912), Тиняков полагал, что на общество эта книга произведет впечатление не меньшее, чем в свое время «Цветы зла» Ш. Бодлера. Несмотря на то что сборник получил около десятка в целом благоприятных для Тинякова рецензий (в т.ч. В.Ф. Ходасевича, К.Д. Бальмонта, С.М. Городецкого, В.В. Гиппиуса), Тиняков ожидал большего. По приглашению А.М. Ремизова в октябре 1912 прибыл в Санкт-Петербург. Образ жизни Тинякова являл странное сочетание трудолюбивого литературного ремесленника, специализирующегося на рецензиях, и одновременно «проклятого поэта», периодически пребывавшего в полицейских участках, в сумасшедших домах для излечения от белой горячки и т.п. В Петербурге Тиняков сблизился с А.А. Измайловым, В.В. Розановым, А.А. Блоком; стал бывать у Д.С. Мережковсксго и 3.Н. Гиппиус (в которую был демонстративно и безнадежно влюблен), а также у Ф. Сологуба.

Тиняков много и плодотворно работал критиком и рецензентом в газете «Русская молва» (1912), «Речь» (1915-16), а также сотрудничал (стихи, рассказы, рецензии) в журнале «Копейка» (1912), «Современные записки» (1913), «Дневник писателя» (1914), «Новый сатирикон» (1914-15), «Лукоморье» (1915), «Отечество» (1915), «Нива» (1915), газетах «Петроградский курьер» (1915), «Голос Руси» (1916) и др. Основным достоинством Тинякова-поэта, по мнению В.Ф. Ходасевича, являлось то, «что он пишет, повинуясь действительной потребности выразить свои переживания». Эта искренность сыграла в судьбе Тинякова злую шутку. Весной 1916 широко обсуждались выступления Тинякова в печати по еврейскому вопросу, опубликованные им под псевдонимом в газете «Земщина». В ответ на нападки Тиняков опубликовал «Исповедь антисемита», приведшую к почти полному разрыву с литературным миром. В 1916-17 Тиняков, пребывая в полной нищете, подготавливал 2-й сборник стихов «Весна в подполье» (рукопись — ОР РГБ).

25 октября 1917 Тиняков уехал в Орел. Вернувшись на родину, он стал деятельным пропагандистом пролетарской культуры, под псевдонимом «Герасим Чудаков», сотрудничал в ряде орловских газет (1918-19) — политические заметки на злобу дня, библиографическая хроника. Ввиду наступления Добровольческой армии в октябре 1919 переехал в Казань, где пробыл до августа 1920. Тиняков выпустил три брошюры: «Пролетарская революция и буржуазная культура. Статьи 1918-1919 гг.», «О значении искусств» и «Кое-что про Бога» (все — Казань, 1920). В Казани же в июле-августе 1920 Тиняковым была написана книга «Русская литература и революция» (Орел, 1923). Тиняков убедительно показал, что «русская литература в лице ее крупнейших представителей всегда была чужда революции и очень часто враждебна ей». Едко высмеивал Тиняков взгляды большевиков на «Двенадцать» Блока, рассматривавших поэму как нечто близкое им по духу: «В этой поэме нет ни одного прямого суждения по адресу революции, но, тем не менее, вся она звучит как обвинительный акт против революции <...> Вся суть нашей революции сведена к тому, что двенадцать красноармейцев убивают проститутку Катьку, которая изменила одному из них». Подготовленное Тиняков в 1924 2-е доп. издание для издательства «Новая Москва» было запрещено Главлитом.

В 1920 Тиняков совершил кратковременную поездку в Петроград (начал сотрудничать в «Жизни искусства» — 1920-21) и Чебоксары, затем вернулся в Казань. В конце 1920 переехал в Москву; затем в июле 1921 возвратился в Петроград, где стал работать в Политуправлении Балтфлота; сотрудничал в газ. «Красный балтиец» (1921), «Красная звезда» (1921-22) и др. — преимущественно с агитационными стихами и злободневной политической хроникой. По поводу искренности написанного им Тиняков не обольщался, видя в своем сотрудничестве в коммунистических газетах главным образом новую ступень падения российского «проклятого поэта»: «Все на месте, все за делом, / И торгует всяк собой: / Проститутка статным телом, / Я талантом и душой! / И покуда мы здоровы, / Будем бойко торговать! / А коль к нам ханжи суровы, / Нам на это наплевать!» («Молитва о пище»). Первое время Т. жил в абсолютной нищете. По ходатайству А.Л.Волынского Тиняков была отведена комната во флигеле Дома искусств (о его жизни там см.: Ходасевич В. Некрополь). При участии Волынского Тиняков напечатал в издательстве «Парфенон» книгу «Тютчев. Сборник статей о поэзии Тютчева» (1922), где опубликовал ранее неизвестные письма Тютчева.

В 1922-24 Тиняков — постоянный сотрудник издававшейся РОСТА газеты «Последние новости», где вел раздел «Критические раздумья», здесь поместил свои воспоминания о Блоке (6 августа 1923) и Брюсове (17 декабря 1923). Тиняков издал сборник «Треугольник» (1922), куда вошли стихотворения 1912-21; тематически и композиционно он продолжал первый сборник. Мнения критики о «Треугольнике» разделились. Если Н. Катнов увидел в нем свидетельство эволюции Тиняков-поэта и более строгого отношения к своему таланту (Утренники. Пб., 1922. Кн. 1. с. 114-115), то С.П. Бобров, видя в Тиняков всего лишь подражателя Бедлера и Брюсова выражал сожаление, что «эти книжонки выходят, пачкая наше время своей зловонной сукровицей» (Печать и революция. 1923. №1. с. 219.) Изданный же Тиняковым за свой счет третий сборник стихов «Ego sum qui sum» («Аз есмь сущий») (1924) вновь привел к полному разрыву поэта с литературной средой. В немалой степени этому способствовали целый букет богохульств, а также написанное за месяц до гибели Н.С. Гумилева стихотворение «Радость жизни»: «Едут навстречу мне гробики полные, / В каждом мертвец молодой. / Сердцу от этого весело, радостно, / Словно березке весной!.. / Может,— в тех гробиках гении разные, / Может,— поэт Гумилев <...>/ Скоро, конечно, и я тоже сделаюсь / Падалью, полной червей, / Но пока жив,— я ликую над трупами / Раньше умерших людей». Прекращение в 1925 выхода в свет «Последних новостей» и общественный остракизм лишили Тиняков постоянного источника заработка. Неизданными остались семь книг, подготовленные им в 1922-24 к печати: «Поэты (Тютчев, Подолинский, Полонский)»: сборник критических очерков; «Три лика (Тургенев — Достоевский — Лев Толстой)»; «Личность Достоевского»: очерк; «Памяти Светлого: К характеристике личности А.А. Блока»; «Критические раздумья: Сборник статей 1914-1924 гг.»; «Разрушение иллюзий и фантазий»: сборник статей; «Святая Русь»: рассказ в стихах.

С 1926 Тиняков занимался профессиональным нищенством, сидя на Аничковом мосту или на углу Невского и Литейного проспектов с табличкой «Писатель» и продавая третий сборник стихов. В мемуарах К.И. Чуковского, М.Л. Зощенко, Б.В. Смиренского описано отсутствие какого-либо стеснения у Тинякова, считавшего литературный труд также одной из разновидностей общественного паразитизма и недоуменно относившегося к попыткам кого-либо из «порядочных людей» его «спасать». В 1928 он женился на преуспевающей преподавательнице английского языка М.Н. Левиной; однако, несмотря на обретение долгожданного бытового комфорта, вновь вернулся к нищенству, не прекращая при этом семейной жизни. В 1929 по доносу писателя В.Н. Андреева Тиняков был арестован по статье 58-10 (контрреволюционная агитация и пропаганда) и приговорен к 3 годам заключения; срок отбывал в Соловецких лагерях особого назначения. В 1932 освободился, вернулся в Ленинград и жил продажей своего архива в Пушкинский Дом, Гослитмузей и Государственную публичную библиотеку. Современники видели в Тинякове одного из последних представителей Серебряного века. Узнав в Париже о его кончине, В. Ходасевич откликнулся статьей «Неудачники» (1935). В живой литературной традиции старшего поколения ленинградских писателей имя Тинякова стало одиозным, обозначая крайнюю степень нравственного падения талантливого человека. С середины 1980-х несколько историков литературы независимо друг от друга начали восстанавливать биографию и изучать литературное наследие Тинякова. Жизнетворческий опыт Тинякова стал одним из образцов (наряду с И.С. Барковым, Н.М. Языковым и Л.И. Брежневым) для Ордена Куртуазных Маньеристов.


М.П. Лепехин
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3.

Стихотворения поэта
  1. Август
  2. Апрель
  3. Сентябрь
  4. Любовь-нищенка
  5. Ночные цветы
  6. В чужом подъезде
  7. Анне Ахматовой
  8. Бульварная
  9. Песенка 1-я Вечерняя
  10. Октавы

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 10321




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия