Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворение
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений


Русская поэзия >> Михаил Павлович Розенгейм >> Биография


Михаил Павлович Розенгейм. Биография



Михаил Павлович Розенгейм родился 19 июля 1820 года в Петербурге в семье служащего горного ведомства. Четырех лет он потерял отца, а мать осталась с детьми в тяжелом материальном положении. В 1827 году ей удалось определить двух сыновей в 1-й кадетский корпус. По окончании курса, в 1838 году, Розенгейм был выпущен прапорщиком в полевую конную артиллерию. Десять лет он прослужил в строю (из них три года на Кавказе), а затем возвратился в Петербург, продолжая службу в артиллерии вне строя, а также ведя педагогическую работу. После военно-судебной реформы Розенгейм поступил в Военно-юридическую академию. В 1869 году он был назначен военным судьей Киевского военно-окружного суда, а в следующем году переведен на ту же должность в Петербургский военный округ и занимал ее до конца жизни, дослужившись до чина генерал-майора.

Розенгейм начал свою литературную деятельность еще в 1838 году, но, напечатав несколько стихотворений, замолк. Имя его становится известным лишь во второй половине 50-х годов.

Стихи Розенгейма лишены оригинальности и своеобразия. Мы находим в них отзвуки самых различных поэтов и поэтических тенденций - лермонтовские мотивы, риторику славянофильское поэзии без энергии мысли и стиха, характерной для лучших ее образцов, темы и интонации Некрасова, воспринятые довольно внешне. Не раз заявляя уже в ранних стихах о гражданском призвании поэта (послания к Лермонтову и др.), Розенгейм вместе с тем не пренебрегает плоской эротикой и пишет заурядные лирические излияния под стать третьестепенному представителю "чистой поэзии".

Но в сознании современников Розенгейм прежде всего - "обличитель". Он попал в тон умеренно-либеральным тенденциям эпохи, напечатал ряд обличительных стихотворений, составивший цикл "Русские элегии", и иных к ним примыкавших. Стихотворения его печатались в "Русское вестнике", "Отечественных записках", "Сыне отечества" и других журналах. Они пользовались успехом и часто читались на литературных вечерах. В 1858 году Розенгейм выпустил свои старый и новые стихотворения отдельной книгой, а в 1864 году переиздал ее в расширенном виде.

В многословных и тяжеловесных обличительных стихотворениях Розенгейма (в настоящий сборник включены для образца лишь одно из них) речь идет о взяточниках и мелких казнокрадах, о лести, беззаконии, боязни гласности, откупах, темных делах акционерных обществ, но обличались они как какие-то уклонения от нормы, не связанные с социально-политическим строем в целом. Подобные обличения создавали иллюзию, что устранение этих зол возможно без ломки всего строя. О такого рода обличениях Добролюбов писал, что "бесполезны в практическом отношении все нападки на частные проявления зла без уничтожения самого корня его".

Характер обличений Розенгейма определялся его политической позицией. Он отнюдь не был склонен к коренным социальным преобразованиям и противопоставлял себя "утопистам", "мечтателям" и "слепым поклонникам новизны". Так, "Современная дума" полна резких нападок на радикальные и революционные круги. Это Герострата, которые утверждают, что "порядок вещей устарел", и стремятся "опрокинуть... вверх ногами общественный склад". Между тем, заявляет Розенгейм, дело не в "порядке вещей", не в "учрежденьях" и "законах" - в самих людях, "в народе самом затаилась беда", а "закон сам собою хорош". Не случайно на это стихотворение обратил внимание Добролюбов в уничтожающей рецензии на сборник Розенгейма. Любопытно, с другой стороны, что Дружинин, по словам которого в стихах Розенгейма столько же поэзии, сколько в учебнике арифметики или фортификации, сочувственно отозвался о мысли этого стихотворения.

В своих стихах Розенгейм говорит от имени людей, которые "преданы царю" и считают, что искони царей державных сливалась слава на гуси со славой Руси православной". Язвы русской жизни - "страсть неправого стяжанья, и себялюбие, и лень" - он обличает как "престола верный слуга". Призывая Русь пробудиться от сна, Розенгейм восклицает: "То на дело обновленья царь тебя зовет!"

Нечего и говорить, что реформы 60-х годов всецело удовлетворяли Розенгейма, и чем дальше, тем обличительные нотки все больше выветривались из его поэзии. Манифест 19 февраля 1861 года вызывает у него радостное восклицание: "Прощенье прошлому! Забвение былого!" Теперь, по его словам, все стали членами одной семьи, "теперь нам всем одна, всем общая дорога!" ("19 февраля"). Сентиментально-идиллические слова о крестьянине, облагодетельствованном реформой, о мирной, терпеливой работе на общее благо характеризуют ряд его стихотворений.

Для идейной позиции Розенгейма существенна тема: Россия и Запад. И в годы Крымской войны, и позже Розенгейм справедливо упрекал западно-европейские страны, в особенности Англию, в международных интригах; в стихотворении "Лондонская выставка" он указывал, что за внешним благополучием, цивилизацией, культурой скрывается нищета народных масс. Но как только Розенгейм обращается к России, критерии и оценки становятся совсем иными, поэт превращается в "квасного патриота". Даже при Николае I Розенгейм писал, что "Русь святая И богата, и сыта - За царем своим родная, Что за пазухой Христа". Западу, "хилому старику", тратящему остатки сил "в корчах козней и интриг", противопоставляется Русь как опора "царских тронов", "алтарей", "правой власти" и вместе с тем якобы как "слабейшего ограда" ("1 января 1854 года"). Политическая позиция Розенгейма ярко сказалась также в направлении выходившего под его редакцией сатирического журнала "Заноза" (1863-1865); здесь напечатано много его фельетонов.

Примитивный аллегоризм, вялый стих, многословие, выспренняя риторика, нарочитость будто бы народного языка - вот характерные черты поэзии Розенгейма. Убожество идейного содержания и поэтическая беспомощность дали обильный материал для пародий и насмешек, которые, как, например, добролюбовские стихотворения Конрада Лилиеншвагера, гораздо больше известны современному читателю, чем собственные произведения Розенгейма. Лишь очень немногие его стихотворения свободны от этих недостатков.

В 1860-1861 годах Розенгейм печатал в "Отечественных записках" ежемесячный фельетон "Заметки праздношатающегося". Он выступал и как публицист - в "Нашем времени", "Северной пчеле" Усова, "Русском инвалиде", "С.-Петербургских" и "Биржевых ведомостях", "Военном сборнике" и других изданиях. Особенно деятельно сотрудничал Розенгейм в газете "Голос", главным образом в 1866-1868 годах. В течение трех с лишним лет (1879-1882) он вел внутреннее обозрение в журнале "Русская речь", выходившем под редакцией А. А. Навроцкого. В 1878 году Розенгейм издал книгу "Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого".

С конца 60-х годов Розенгейм сравнительно редко выступал в печати со своими стихами, да и писал их мало.

Он умер 7 марта 1887 года.



Стихотворения поэта
  1. Черное море
  2. Пророк
  3. Последняя элегия
  4. Хвалебная песнь святым Мефодию и Кириллу
  5. Смешная фигура
  6. Я подавлен, убит, разорен, поражен!
  7. Книга
  8. Пахнуло теплым ветерком
  9. Не гляди так, девица
  10. Она пела, и чудные звуки


Количество обращений к поэту: 3315







Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия