|
Русские поэты •
Биографии •
Стихи по темам
Случайное стихотворение • Случайная цитата Рейтинг русских поэтов • Рейтинг стихотворений Угадай автора стихотворения Переводы русских поэтов на другие языки |
|
Русская поэзия >> Дмитрий Сергеевич Мережковский >> Парки Дмитрий Сергеевич Мережковский Анализ стихотворения "Парки" В своей лирике Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941) часто обращался к прошлому в поисках новых смыслов и образов. Часто предметом его интереса становилась эпоха античности с ее мифологией. В древних легендах поэт не только черпал вдохновение, но и находил параллели с суетным настоящим. Примером такого синтеза мифического и реального является стихотворение «Парки» 1892 года. Это произведение состоит из восьми строф. Все четверостишия имеют кольцевую форму: рифмуются первая-четвертая и вторая-третья строки. Размер стихотворения – четырехстопных хорей. Первая половина строф посвящена непосредственно паркам, существам из древнегреческой и древнеримской мифологии, а вторая часть содержит рассуждения автора о человеческой сущности. В начальных строфах поэт знакомит читателя с этими необыкновенными богинями. Не зря выбраны именно эти существа. Парки (в Древней Греции – Мойры) – это дочери верховного бога Зевса и богини Фемиды. Но в отличие от божественных родителей, подверженных страстям и чувствам, богини судьбы не подвержены эмоциям. Поэт описывает их как старых женщин, многое повидавших и утративших склонность к сочувствию: Не склоняют их мольбы… Не пленяет красота… Эти древние существа держат в руках нити человеческих судеб. Поэт несколько раз упоминает, что это «спутанные нити», потому что натура людей такова, что они сами создают сложности в своих жизнях. Но парки бесстрастно орудуют над этими нитями, разрезая и связывая их по собственному разумению. Автор очень спокойно говорит об этом, используя будничные образы: нитки, ножницы, кудель. Дважды поэт повторяет «Ты шуми, веретено», благодаря чему повествование обретает какие-то знакомые очертания и звуки. Даже парафраз знаменитой фразы из Библии «Все произошло из праха и возвратится во прах» теряет пафос и звучит не так внушительно. Именно это спокойствие отличает парок от людей, которых поэт противопоставляет этим божественным созданиям. Когда поэт начинает размышлять о людях, к коим он причисляет и себя, ритм произведения заметно меняется. В тексте появляются громкие выражения, например, «роковой узел», «цепи рабства», «петля роковая». Звучат взрывные резкие согласные «р», «д», «с»: «покориться», «рассечь», «страхом». Автор признается, что обладает теми же человеческими слабостями: он лжет, любит, тоскует, боится, страдает: Мы же лгать обречены: Роковым узлом от века В слабом сердце человека Правда с ложью сплетены. Но он не желает примириться с этим, поэтому согласен, чтобы кто-то другой судил его и прекратил его страдания взмахом божественных ножниц. Вывод в стихотворении заключен, вопреки логике, не в последней строфе, а в первой. «Будь, что будет – все равно», – говорит поэт, готовый покориться высшим существам. Все стихотворения поэта Анализ других стихотворений поэта |
||
russian-poetry.ru@yandex.ru | ||
Русская поэзия |