Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Черубина де Габриак >> Биография

Черубина де Габриак. Биография



Черубина де Габриак

Черубина Де Габриак (настоящее имя Елизавета Ивановна Васильева), урожденная Дмитриева [31.3(12.4).1887, Петербург — 5.12.1928, Ташкент] — поэтесса, переводчик, детская писательница.

Родилась в семье учителя чистописания. В роду по мужской линии есть шведская кровь, по женской — цыганская. С 7 до 16 лет болела туберкулезом костей и легких, была прикована к постели, с тех пор хромала. В силу несчастных обстоятельств детства и юности В. рано стала проявлять склонность к фантазии, уводящей в «мир мечты». Ее любимые писатели — Э.Т.А. Гофман и Сервантес, позднее — европейские модернисты Уайльд, Гюисманс и др. В 1904 окончила с медалью гимназию и поступила в Женский педагогический институт, в 1907 ездила в Париж, где посещала Сорбонну. После окончания ин-та (окончила по двум специальностям: средняя история и французское Средневековье) в 1908 работала учительницей истории в петербургской Петровской женской гимназии.

Во время учебы в институте познакомилась с молодыми поэтами, в т.ч. с Н.С. Гумилевым и М.А. Волошиным (с последним Васильева переписывалась до личного знакомства). В 1908-09 посещала собрания на «Башне» Вяч.И.Иванова, участвовала в издании журнала «Остров». В 1909-10 была главным действующим лицом в знаменитой литературной мистификации: по настоянию Волошина она писала стихи на заданные им темы от имени некоей экзальтированной католической поэтессы Черубины де Габриак и таким образом вела интригу с редактором журнала «Аполлон» С.К. Маковским. Обширная публикация стихов «Черубины» в журнале «Аполлон» (1909. № 2) имела шумный успех, легко объясняемый как версификаторским талантом Васильевой, так и исключительной актуальностью избранной ею «маски» для эпохи «десятых годов». Поэтическая элита той поры тяготела к подобного рода натурам, сочетающим в себе «святость» и «грех», «чувственность» и «аскезу» и т.п. В «Автобиографии» Васильева писала: «Я совсем не боялась и не боюсь смерти, я 7 лет хотела умереть, чтобы посмотреть Бога и дьявола. И это осталось до сих пор. Тот мир для меня бесконечно привлекателен» (Автобиография. Избранные произведения. С.25).

Стихи «Черубины» касались самых разных символических тем, они были буквально напоены символистскими знаками: «Эти руки, как гибкие грозди, / Все сияют в камнях дорогих, / Но оставили острые гвозди / Чуть заметные знаки на них» («Твои руки»); «Раскрыв незрячие глаза / На мир, где зло с любовью схоже, / Как нам узнать: то Ангел Божий / Иль только Божия гроза» («В невыразимую пустыню...»). В стихах Черубины де Габриак особое место занимает тема Петербурга. Образ этого города поэтесса рисовала красками достаточно сильными и проникновенными. После гибели Н.Гумилева город предстал перед ее взором в трагическом облике: «Я вернулась, я пришла живая, / Только поздно,— город мой убит» («Петербург», 1922).

Н. Гумилеву Васильева посвятила не одно стихотворение. Спустя несколько дней после расстрела поэта она писала: «Помню вечер в холодном Париже, / Новый мост, утонувший во мгле... / Двое русских сделались ближе, / Вспоминая о Царском Селе». За 3 года до своей кончины Васильева с пронзительной тоской вспоминала встречу с Н. Гумилевым: «Погас уже четыре года / Огонь твоих серых глаз. / Слаще вина и меда / Был нашей встречи час» («Да, целовала и знала...»). С одобрением о стихах «Черубины» отозвался И.Ф. Анненский, а Волошин, развивая мистификацию, поместил в том же номере «Аполлона» критико-астрологический разбор — «Гороскоп Черубины де Габриак», в котором предрек ей блестящую литературная будущность. Однако разоблачение «Черубины» обернулось ссорой Гумилева и Волошина, закончившейся дуэлью между поэтами (к счастью, не приведшей к трагической развязке) и скандалом в литературных кругах, близких к редакции «Аполлона».

Потрясенная случившимся, Васильева отходит от активной литературной деятельности, занимаясь в основном переводами. Впрочем, стихи «Черубины» еще появлялись в «Аполлоне» (1910. №10). После замужества (1911) Васильева увлеклась антропософией, активно участвовала в деятельности Антропософского общества, ездила с поручениями в Германию, Швейцарию, Финляндию. С 1918 жила в Екатеринодаре, где сотрудничала с С.Я. Маршаком, писала пьесы для детей, занималась педагогической деятельностью (вместе с Маршаком Васильева организовала «Детский городок» — с библиотекой, мастерскими и театром). В 1922 переехала в Петроград и поступила в ТЮЗ, где до 1926 заведовала литературной частью.

В 1926-27 работала в Библиотеке Академии наук, однако ее деятельность здесь была прервана административной высылкой в Ташкент за связь с Антропософским обществом. Последний год жизни Васильева был отмечен «новой литературной мистификацией» — циклом стихотворений «Домик под грушевым деревом», написанным от имени китайского поэта-изгнанника Ли Сян Цзы.

В историю русской литературы XX в. Васильева вошла прежде всего как создательница «Черубины де Габриак» — некоего «идеального» образа «декаденствующей» поэтессы 1910-х; подобного рода литературная игра продолжает традиции А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых с их Козьмой Прутковым. Однако созданный Васильевой образ оказался роковым для ее собственного поэтического развития: выйти из-под власти «черубинианы» ей не удалось.


Ю.В.Зобнин
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Цветы
  2. О, если бы аккорды урагана
  3. Прялка
  4. Ты в зеркало смотри
  5. Зеркало
  6. Твои цветы... цветы от друга
  7. Двойник
  8. Конец
  9. Благовещенье
  10. Успение

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 11048




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия