Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворение
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений


Русская поэзия >> Черубина де Габриак >> Биография


Черубина де Габриак. Биография



Черубина де Габриак

Черубина Де Габриак (настоящее имя Елизавета Ивановна Васильева), урожденная Дмитриева [31.3(12.4).1887, Петербург — 5.12.1928, Ташкент] — поэтесса, переводчик, детская писательница.

Родилась в семье учителя чистописания. В роду по мужской линии есть шведская кровь, по женской — цыганская. С 7 до 16 лет болела туберкулезом костей и легких, была прикована к постели, с тех пор хромала. В силу несчастных обстоятельств детства и юности В. рано стала проявлять склонность к фантазии, уводящей в «мир мечты». Ее любимые писатели — Э.Т.А. Гофман и Сервантес, позднее — европейские модернисты Уайльд, Гюисманс и др. В 1904 окончила с медалью гимназию и поступила в Женский педагогический институт, в 1907 ездила в Париж, где посещала Сорбонну. После окончания ин-та (окончила по двум специальностям: средняя история и французское Средневековье) в 1908 работала учительницей истории в петербургской Петровской женской гимназии.

Во время учебы в институте познакомилась с молодыми поэтами, в т.ч. с Н.С. Гумилевым и М.А. Волошиным (с последним Васильева переписывалась до личного знакомства). В 1908-09 посещала собрания на «Башне» Вяч.И.Иванова, участвовала в издании журнала «Остров». В 1909-10 была главным действующим лицом в знаменитой литературной мистификации: по настоянию Волошина она писала стихи на заданные им темы от имени некоей экзальтированной католической поэтессы Черубины де Габриак и таким образом вела интригу с редактором журнала «Аполлон» С.К. Маковским. Обширная публикация стихов «Черубины» в журнале «Аполлон» (1909. № 2) имела шумный успех, легко объясняемый как версификаторским талантом Васильевой, так и исключительной актуальностью избранной ею «маски» для эпохи «десятых годов». Поэтическая элита той поры тяготела к подобного рода натурам, сочетающим в себе «святость» и «грех», «чувственность» и «аскезу» и т.п. В «Автобиографии» Васильева писала: «Я совсем не боялась и не боюсь смерти, я 7 лет хотела умереть, чтобы посмотреть Бога и дьявола. И это осталось до сих пор. Тот мир для меня бесконечно привлекателен» (Автобиография. Избранные произведения. С.25).

Стихи «Черубины» касались самых разных символических тем, они были буквально напоены символистскими знаками: «Эти руки, как гибкие грозди, / Все сияют в камнях дорогих, / Но оставили острые гвозди / Чуть заметные знаки на них» («Твои руки»); «Раскрыв незрячие глаза / На мир, где зло с любовью схоже, / Как нам узнать: то Ангел Божий / Иль только Божия гроза» («В невыразимую пустыню...»). В стихах Черубины де Габриак особое место занимает тема Петербурга. Образ этого города поэтесса рисовала красками достаточно сильными и проникновенными. После гибели Н.Гумилева город предстал перед ее взором в трагическом облике: «Я вернулась, я пришла живая, / Только поздно,— город мой убит» («Петербург», 1922).

Н. Гумилеву Васильева посвятила не одно стихотворение. Спустя несколько дней после расстрела поэта она писала: «Помню вечер в холодном Париже, / Новый мост, утонувший во мгле... / Двое русских сделались ближе, / Вспоминая о Царском Селе». За 3 года до своей кончины Васильева с пронзительной тоской вспоминала встречу с Н. Гумилевым: «Погас уже четыре года / Огонь твоих серых глаз. / Слаще вина и меда / Был нашей встречи час» («Да, целовала и знала...»). С одобрением о стихах «Черубины» отозвался И.Ф. Анненский, а Волошин, развивая мистификацию, поместил в том же номере «Аполлона» критико-астрологический разбор — «Гороскоп Черубины де Габриак», в котором предрек ей блестящую литературная будущность. Однако разоблачение «Черубины» обернулось ссорой Гумилева и Волошина, закончившейся дуэлью между поэтами (к счастью, не приведшей к трагической развязке) и скандалом в литературных кругах, близких к редакции «Аполлона».

Потрясенная случившимся, Васильева отходит от активной литературной деятельности, занимаясь в основном переводами. Впрочем, стихи «Черубины» еще появлялись в «Аполлоне» (1910. №10). После замужества (1911) Васильева увлеклась антропософией, активно участвовала в деятельности Антропософского общества, ездила с поручениями в Германию, Швейцарию, Финляндию. С 1918 жила в Екатеринодаре, где сотрудничала с С.Я. Маршаком, писала пьесы для детей, занималась педагогической деятельностью (вместе с Маршаком Васильева организовала «Детский городок» — с библиотекой, мастерскими и театром). В 1922 переехала в Петроград и поступила в ТЮЗ, где до 1926 заведовала литературной частью.

В 1926-27 работала в Библиотеке Академии наук, однако ее деятельность здесь была прервана административной высылкой в Ташкент за связь с Антропософским обществом. Последний год жизни Васильева был отмечен «новой литературной мистификацией» — циклом стихотворений «Домик под грушевым деревом», написанным от имени китайского поэта-изгнанника Ли Сян Цзы.

В историю русской литературы XX в. Васильева вошла прежде всего как создательница «Черубины де Габриак» — некоего «идеального» образа «декаденствующей» поэтессы 1910-х; подобного рода литературная игра продолжает традиции А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых с их Козьмой Прутковым. Однако созданный Васильевой образ оказался роковым для ее собственного поэтического развития: выйти из-под власти «черубинианы» ей не удалось.


Ю.В.Зобнин
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Цветы
  2. Прялка
  3. О, если бы аккорды урагана,
  4. Благовещенье
  5. Твои цветы... цветы от друга,
  6. Зеркало
  7. Успение
  8. Ты в зеркало смотри,
  9. Серый сумрак бесприютней,
  10. Портрет графини С. Толстой

Стихотворения поэта по темам


Количество обращений к поэту: 3609







Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия