Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеРассылка
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений

Русская поэзия >> Николай Платонович Огарёв >> Биография


Николай Платонович Огарёв. Биография



Николай Платонович Огарёв

Николай Платонович Огарёв [24.11(6.12).1813 — 31.5(12.6).1877], русский революционер, публицист, поэт. Родился в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг Огарёва и его друга А. И. Герцена возник студенческий кружок, ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 Огарёв вместе с некоторыми другими участниками кружка был арестован, в апреле 1835 сослан в Пензенскую губернию. С 1839 получил разрешение жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные В. Г. Белинским. 1841—46 провёл большей частью в Германии, Италии, Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь арестован, но вскоре освобожден. В 1856 эмигрировал в Великобританию.

Мировоззрение Огарёва складывалось главным образом под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Ф. Шиллера, идей западно-европейского утопического социализма. Позднее, изучая немецкую классическую философию Гегеля и Фейербаха и естественные науки, Огарёв критически воспринял гегелевскую диалектику в революционно-практическом духе и пришёл к философско-материалистическому мировоззрению. В идейной борьбе 40-х гг. вместе с Белинским и Герценом стоял во главе формирующегося революционно-демократического направления. Более глубокое проникновение Огарёва в конце 40-х гг. в экономические условия жизни русского народа, переоценка им под влиянием поражения Революции 1848 западно-европейского утопического социализма привели его к выводу о необходимости революционно-демократической борьбы с существующим в России строем.

Поселившись в Лондоне, Огарёв присоединился к начатой Герценом революционной пропаганде и возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов издания "Колокола" (1857—67), на страницах которого выдвигал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права: предоставление крестьянам той земли, которой они фактически владели; уничтожение чиновничества и введение выборного суда и управления; ликвидация цензуры; отмена рекрутства и сокращение войска; свобода вероисповедания и полная гласность. Теория "русского социализма", выдвинутая Герценом, получила в статьях О. дальнейшее развитие. Главное отличие социально-политической истории России от истории западно-европейских народов он видел в сохранении в Российской империи коренных основ народного быта (общины), не затронутых государством, возникшим, по мнению Огарёва, лишь из-за необходимости борьбы с монголо-татарским игом. Не признавая существования в России феодализма, О. считал, что принцип частной помещичьей собственности на землю, как и государственное устройство по европейскому образцу, наука и культура, привнесены в русскую жизнь Петром I. Огарёв выступал за создание па основе общинного строя народного демократического государства, федеративной республики самоуправляющихся общин, группирующихся в волости и уезды. "Записка о тайном обществе", написанная Огарёвым, содержала развёрнутый план организации общественных сил в целях коренного преобразования социального и политического строя России. В статьях и прокламациях Огарёв развивал идею крестьянской революции, как организованного, сознательного, руководимого действия. Огарёв энергично поддерживал Польское восстание 1863—64. В конце 50-х — начале 60-х гг. Огарёв участвовал в подготовке и создании общества "Земля и воля". В целях прямой пропаганды в народе Герцен и Огарёв создали газету "Общее вече" (1862).

С переводом Вольной русской типографии в 1865 из Лондона в Женеву Огарёв переселился в Швейцарию. В 1869—70 участвовал в пропагандистско-агитационной кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева, а также в нечаевском "Колоколе". Итоги своих теоретических исканий О. подвёл в "Ответах на ст. Герцена “Между старичками” и на брошюру Бакунина “Постановка революционного вопроса”" (1869). Признавая внутренюю необходимость и закономерность исторического процесса, Огарёв решающую силу прогресса видел не в распространении знаний, как он считал ранее, а в революции. Однако он недооценивал значения её экономических предпосылок, что отражало углубление народнических тенденций в его социалистических воззрениях.

Романтическая лирика Огарёва первых пятнадцати лет творчества пронизана поисками истины, справедливости, свободы, стремлением постичь законы мира. Пессимистические черты лирики Огарёва выразились в цикле "Монологи" (1844—47). Однако они содержали не только "гамлетовские" мотивы, но и веру в будущее, идею отрицания как прогрессивную силу. Для лирики Огарёва характерны также публицистические тенденции. Поэма "Юмор" (ч. 1—2, 1840— 1841, опубликована в 1857 в Лондоне; ч. 3, 1867—1868, опубликована в "Полярной звезде" за 1869 год) занимает центральное место в поэтическом наследстве Огарёва. В ней сочетаются лирический монолог и дружеская беседа, письмо и дневник; исповедь с политической сатирой. В эмиграции поэзия О. стала частью его революционной борьбы. В литературно-критических работах он обосновывал идею общественного назначения поэзии. В статьях об искусстве и литературе О. пропагандировал идеи реализма.

В 1873 Огарёв вновь переехал в Великобританию. В последние годы жизни сблизился с П. Л. Лавровым. Умер в Гринвиче близ Лондона, где и был похоронен. В марте 1966 прах Огарёва перевезён в Москву на Новодевичье кладбище.


Е. Л. Рудницкая.
Большая советская энциклопедия


Стихотворения поэта
  1. Воспоминания детства
  2. Старый дом
  3. Песня (Ты откуда, туча, туча...)
  4. Весна
  5. Дорога
  6. Изба
  7. У моря
  8. Вечер (Когда настанет вечер ясный...)
  9. Моцарт
  10. Зимняя ночь

Стихотворения поэта по темам

Количество обращений к поэту: 5035







Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия