Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Михаил Леонтьевич Магницкий >> Биография

Михаил Леонтьевич Магницкий. Биография



Михаил Леонтьевич Магницкий (23.04(4.05) 1778, Москва - 21.10(2.11).1844, Одесса) - общественный и государственный деятель консервативной ориентации, публицист. Внук Л. Ф. Магницкого, автора учебника «Арифметика». Образование получил в Благородном пансионе при Московском университете. После службы в Преображенском полку и Коллегии иностранных дел в 1810 г. занял должность статс-секретаря Департамента законов Государственного совета. Но падение Сперанского, с которым он сблизился, прерывает его карьеру. Обвиненный в «намерении ниспровергнуть существующий порядок», Магницкий был отправлен в ссылку в Вологду. В 1816-1819 гг. Магницкий - вице-губернатор в Воронеже, губернатор в Симбирске, член Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения. В течение последующих 7 лет был попечителем Казанского учебного округа. В 1826 г., обвиненный в развале работы и финансовых злоупотреблениях, выслан под надзор полиции в Ревель; с 1834 г, ему определено жить в Одессе.

До вологодской ссылки Магницкий разделял некоторые либеральные взгляды, что особенно проявилось в его участии в реализации проектов Сперанского. После ссылки он становится убежденным консерватором. В начале 20-х годов Магницкий способствовал ужесточению цензуры в России (некоторые его идеи были использованы при подготовки Цензурного устава 1826 г.). В частности, он предлагал запрещать произв., подвергавшие сомнению Священное Писание. Особенно ярко Магницкий проявил себя как гонитель философии. Утверждал, что наряду с «положительными» - обязательными для университетского курса науками есть и меняющиеся каждые 20 лет науки «мечтательные». В перечне последних он называл и философию. Преподавать же философию, по его мнению, следует так, чтобы слушатели сразу «могли видеть разницу между мудростью земной и небесной».

Магницкий обратился с запиской к министру, в которой обосновывал необходимость исключения философии из учебных программ, т. к. «нет никакого способа излагать ту науку только согласно с учением веры». В статье «Обломок от философского мозаика степного отшельника, помещика села Спасского, Саратовской губернии М. Простодумова» Магницкий писал, что философия может лишь «облекать ереси в новые формы», тогда как религия способна предохранять науки от загнивания и разложения и что «отравленные» философией науки помогают готовить в России заговор не только против Бога, но и против царя. Лишь воспитание в духе почитания и православия, и государя позволяет русским людям стать полноценными подданными, способными доблестно служить России.

Историю народного воспитания в России он разделил на 4 этапа: если на 1-м этапе вверенное духовенству народное воспитание основывалось на православии, то на 2-м оно уже отделено от церкви и удалено от православия, 3-й неблагоприятно отличается проникновением в народное воспитание духа «философизма английского и французского», а 4-й усугубляется «развратом философии германской», масонством и пр. Полагая, что немецкая философия способна принести серьезный вред народному воспитанию в России, Магницкий в 1823 г. направил в Главное правление училищ донос на профессора Давыдова, которого обвинил в «следовании безбожному учению Шеллинга». В опубликованных позже работах, он яростно нападал на Гегеля, выступал против проникновения в Россию идей европейской философии - «холодно-богохульной в Англии, затейливо-ругательной во Франции, грубо-чувственной в Испании, теософо-иллюминатской в Германии». В статье «Судьба России», характеризуя основные особенности развития народного воспитания, он определял допетровскую эпоху как период «младенчества» и «чистоты», позитивно оценивал монголо-татарское нашествие, утверждал, что внешнее порабощение способствовало развитию внутренних духовных потенций русского народа. Отделившее Русь от Европы монголо-татарское нашествие, по Магницкому, было величайшим благом для православной страны. «Она радуется тому, - пишет он, - ибо верит, что угнетатели ее, татары, были спасителями ее от Европы». В послепетровскую эпоху во многом утратившая свой национальный характер Россия «окрепла государственно, но ослабла духовно». Хотя в сближении ее с Европой, по мнению Магницкого, нуждается отнюдь не Россия, а Европа. Только так европейские народы смогут себя духовно очистить и совершенствовать, но Россия для них недостижимый идеал.


А. В. Буров, С. Н. Пушкин 
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014.

Стихотворения поэта
  1. От Граций к живописцу, который пишет портрет М...и А...ны К...ской
  2. К сердцу
  3. Соловей
  4. Ночь в деревне 1795 года в августе
  5. Песня (Моей Катеньке)
  6. Отчаяние


Количество обращений к поэту: 5111




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия