|
Русские поэты •
Биографии •
Стихи по темам
Случайное стихотворение • Случайная цитата Рейтинг русских поэтов • Рейтинг стихотворений Угадай автора стихотворения Переводы русских поэтов на другие языки |
|
Русская поэзия >> Игорь Герасимович Терентьев >> Биография
Игорь Герасимович Терентьев. Биография Игорь Герасимович Терентьев [17(29).1.1892, Павлоград Екатеринославской губ. — 17.6.1937, Москва, в заключении] — поэт, автор манифестов и деклараций, критик, драматург, режиссер. Отец Терентьева, Герасим Львович,— полковник жандармерии, мать, Елизавета фон Дерфенден,— из рода прусских баронов. В 1902 семья переехала в Харьков, где Терентьев окончил гимназию ив 1910 поступил на юридический факультет Харьковского университета. Одновременно учился в художественном училище. В 1912-1914 закончил образование на юридическом факультете Московского университета. В 1916 приехал в Тифлис, где женился на Наталье Карпович. С апреля 1918 вошел в группу «41°», объединившую «левобережных» футуристов и утверждавшую «заумь как обязательную форму воплощения искусства» (Терентьев И. СС. С.418). 4 мая 1918 выступил в «Фантастическом кабачке» в Тифлисе (Тбилиси), где собирались поэты-футуристы, с программным сообщением: «А. Крученых грандиозарь» (опубл.: Тифлис, 1918). Эстетический фундамент футуризма Терентьева определил как отсчет времени в обратную сторону: «мирсконца» (А. Крученых грандиозарь. С.9), в художественной практике это выражалось в поисках новых приемов визуализации звукорядов. Другому мэтру группы «41°», входящему вместе с Крученых и Терентьевым в триумвират объединения, Терентьев посвятил книгу «Рекорд нежности. Житие Ильи Зданевича» (Тифлис, 1919). Терентьев принимал активное участие во всех формах художественной жизни объединения: публичные лекции и доклады, чтение стихов, вечера в «Фантастическом кабачке», публикации в одноименных альманахах и работа в издательстве «41°». В 1919 Терентьев выпустил в этом издательстве два дебютных сборника стихов: «Факт» и «Херувимы свистят». В них Терентьев, как и его коллеги по группе, экспериментирует на самых различных уровнях стихосложения: фонетике, ритмике, «сдвигологии», а также «работает» с графическим образом слова и его типографским воплощением. «...Буквы ле-та-ют, присаживаясь на квадрат, треугольник или суковатую поперечину» — так охарактеризовал Терентьев новую типографику (А. Крученых грандиозарь. С.7). Брюсов был разочарован тем, что все новации этой группы футуристов сводятся лишь к «исхищрениям типографским». В январе 1922 Терентьев вместе с И. Зданевичем выехал в Константинополь. Там совместно с Ю. Терапиано он пытался создать отдел «41°». Однако уже в середине августа Терентьев вернулся на родину, отказавшись ехать в Париж, где его ждал И. Зданевич. В апреле 1923 Терентьев переезжает в Москву к А. Крученых, где сотрудничает в журнале «ЛЕФ» и сатирическом журнале «Крысодав» (1923. №1,2). В августе 1923 Терентьев вновь переезжает в Петроград, где активно сотрудничает с К. Малевичем. В 1924-25 руководит Фонологическим отделом ГИНХУКа (Государственного института художественной культуры). Это период творческого подъема, когда Терентьев мечтал создать радикальную футуристическую группу «левее ЛЕФа», в которой объединились бы «марксизм с заумью» и материальное с беспредметным. В 1924-1926 сблизился с группой обэриутов. Во 2-й половине 1920-х Терентьев перенес художественные эксперименты в области визуализации слова на сценическую площадку, полностью посвятив себя режиссерской деятельности. Весной 1924 Терентьев поставил в студии Шиманского антипасхальную агитку «Снегурочка» (пародия на пьесу А.Н. Островского). В сентябре 1924 с Г. Аловым организовал «Красный театр», для которого написал пьесу «Джон Рид». Три различные версии этой пьесы Терентьев поставил на трех разных площадках (24 октября, 14 декабря 1924 и 18 сентября 1926). Творческий диапазон Терентьева-драматурга достаточно широк: от заумной пьесы «Иордано Бруно» (1924) до фактографических «Колхоз» (1927) и «Узелок». В начале 1926 создал экспериментальный Театр Дома Печати, где, среди прочего, поставил гоголевского «Ревизора» в заумной интерпретации. Спектакль был принят публикой неоднозначно — от скандала до триумфа. Реформатор театра, Терентьев один из первых применил интерактивный метод участия зрителей в происходящем на сцене. Поиски нового в этой области привели Терентьев от авторского спектакля к самодеятельному театру. Принципы антиаристотелевского театра сформулированы в статье «Самодеятельный театр» (1925). В 1928 продолжил сотрудничество с С. Третьяковым в журнале «Новый ЛЕФ», где опубликовал статью «Антихудожественный театр» манифест театра факта. С начала 1929 Терентьев работал в качестве режиссера на Украине (Харьков, Днепропетровск), ставил спектакли на украинском языке. В 1931 Терентьев в первый раз арестован. Осенью 1932 Терентьев прибыл на строительство Беломорканала. Там из Повенецкой агитбригады он организовал «канальный» театр (агитбригаду им. С. Фирина). В 1933 поставил спектакль «Шалман», соединявший идеи самодеятельного театра и реального шоу, в нем проходившие «перековку» в лагере воры и проститутки исполняли эпизоды из своей прошлой жизни. Терентьев досрочно освобожден в 1933, перебрался с Беломорканала на строительство канала Москва-Волга. В 1970-е «в среде литераторов упорно ходила легенда, что Терентьев, не желая покидать лагерь, сменил фамилию и так и сгинул в ГУЛАГе бесследно» (Следственное дело Игоря Терентьева. С.533). 26 мая 1937 вновь арестован как участник контрреволюционной террористической организации в Дмитлаге. Расстрелян в Бутырской тюрьме. О.А. Кузнецова Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Стихотворения поэта
Отрывки из стихотворений Количество обращений к поэту: 5329 |
||
russian-poetry.ru@yandex.ru | ||
Русская поэзия |