Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Игорь Герасимович Терентьев >> Биография

Игорь Герасимович Терентьев. Биография



Игорь Герасимович Терентьев [17(29).1.1892, Павлоград Екатеринославской губ. — 17.6.1937, Москва, в заключении] — поэт, автор манифестов и деклараций, критик, драматург, режиссер.

Отец Терентьева, Герасим Львович,— полковник жандармерии, мать, Елизавета фон Дерфенден,— из рода прусских баронов.

В 1902 семья переехала в Харьков, где Терентьев окончил гимназию ив 1910 поступил на юридический факультет Харьковского университета. Одновременно учился в художественном училище.

В 1912-1914 закончил образование на юридическом факультете Московского университета. В 1916 приехал в Тифлис, где женился на Наталье Карпович. С апреля 1918 вошел в группу «41°», объединившую «левобережных» футуристов и утверждавшую «заумь как обязательную форму воплощения искусства» (Терентьев И. СС. С.418). 4 мая 1918 выступил в «Фантастическом кабачке» в Тифлисе (Тбилиси), где собирались поэты-футуристы, с программным сообщением: «А. Крученых грандиозарь» (опубл.: Тифлис, 1918). Эстетический фундамент футуризма Терентьева определил как отсчет времени в обратную сторону: «мирсконца» (А. Крученых грандиозарь. С.9), в художественной практике это выражалось в поисках новых приемов визуализации звукорядов. Другому мэтру группы «41°», входящему вместе с Крученых и Терентьевым в триумвират объединения, Терентьев посвятил книгу «Рекорд нежности. Житие Ильи Зданевича» (Тифлис, 1919). Терентьев принимал активное участие во всех формах художественной жизни объединения: публичные лекции и доклады, чтение стихов, вечера в «Фантастическом кабачке», публикации в одноименных альманахах и работа в издательстве «41°». В 1919 Терентьев выпустил в этом издательстве два дебютных сборника стихов: «Факт» и «Херувимы свистят». В них Терентьев, как и его коллеги по группе, экспериментирует на самых различных уровнях стихосложения: фонетике, ритмике, «сдвигологии», а также «работает» с графическим образом слова и его типографским воплощением. «...Буквы ле-та-ют, присаживаясь на квадрат, треугольник или суковатую поперечину» — так охарактеризовал Терентьев новую типографику (А. Крученых грандиозарь. С.7). Брюсов был разочарован тем, что все новации этой группы футуристов сводятся лишь к «исхищрениям типографским». В январе 1922 Терентьев вместе с И. Зданевичем выехал в Константинополь. Там совместно с Ю. Терапиано он пытался создать отдел «41°». Однако уже в середине августа Терентьев вернулся на родину, отказавшись ехать в Париж, где его ждал И. Зданевич. В апреле 1923 Терентьев переезжает в Москву к А. Крученых, где сотрудничает в журнале «ЛЕФ» и сатирическом журнале «Крысодав» (1923. №1,2).

В августе 1923 Терентьев вновь переезжает в Петроград, где активно сотрудничает с К. Малевичем.

В 1924-25 руководит Фонологическим отделом ГИНХУКа (Государственного института художественной культуры). Это период творческого подъема, когда Терентьев мечтал создать радикальную футуристическую группу «левее ЛЕФа», в которой объединились бы «марксизм с заумью» и материальное с беспредметным.

В 1924-1926 сблизился с группой обэриутов. Во 2-й половине 1920-х Терентьев перенес художественные эксперименты в области визуализации слова на сценическую площадку, полностью посвятив себя режиссерской деятельности. Весной 1924 Терентьев поставил в студии Шиманского антипасхальную агитку «Снегурочка» (пародия на пьесу А.Н. Островского). В сентябре 1924 с Г. Аловым организовал «Красный театр», для которого написал пьесу «Джон Рид». Три различные версии этой пьесы Терентьев поставил на трех разных площадках (24 октября, 14 декабря 1924 и 18 сентября 1926). Творческий диапазон Терентьева-драматурга достаточно широк: от заумной пьесы «Иордано Бруно» (1924) до фактографических «Колхоз» (1927) и «Узелок». В начале 1926 создал экспериментальный Театр Дома Печати, где, среди прочего, поставил гоголевского «Ревизора» в заумной интерпретации. Спектакль был принят публикой неоднозначно — от скандала до триумфа. Реформатор театра, Терентьев один из первых применил интерактивный метод участия зрителей в происходящем на сцене. Поиски нового в этой области привели Терентьев от авторского спектакля к самодеятельному театру. Принципы антиаристотелевского театра сформулированы в статье «Самодеятельный театр» (1925).

В 1928 продолжил сотрудничество с С. Третьяковым в журнале «Новый ЛЕФ», где опубликовал статью «Антихудожественный театр» манифест театра факта.

С начала 1929 Терентьев работал в качестве режиссера на Украине (Харьков, Днепропетровск), ставил спектакли на украинском языке.

В 1931 Терентьев в первый раз арестован. Осенью 1932 Терентьев прибыл на строительство Беломорканала. Там из Повенецкой агитбригады он организовал «канальный» театр (агитбригаду им. С. Фирина).

В 1933 поставил спектакль «Шалман», соединявший идеи самодеятельного театра и реального шоу, в нем проходившие «перековку» в лагере воры и проститутки исполняли эпизоды из своей прошлой жизни. Терентьев досрочно освобожден в 1933, перебрался с Беломорканала на строительство канала Москва-Волга.

В 1970-е «в среде литераторов упорно ходила легенда, что Терентьев, не желая покидать лагерь, сменил фамилию и так и сгинул в ГУЛАГе бесследно» (Следственное дело Игоря Терентьева. С.533).

26 мая 1937 вновь арестован как участник контрреволюционной террористической организации в Дмитлаге. Расстрелян в Бутырской тюрьме.


О.А. Кузнецова
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. .............скому
  2. Серенький козлик
  3. Поэма 1919 год
  4. Хрящ
  5. Юсь
  6. Алексею Крученых
  7. Демобилизация
  8. К занятию Палестины англичанами
  9. Мое рождество

Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 5329




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия