Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Вадим Сергеевич Шефнер >> Биография

Вадим Сергеевич Шефнер. Биография



Вадим Сергеевич Шефнер [30.12.1914 (12.1.1915), Петроград (условно) — 5.1.2002, Петербург] — поэт, прозаик.

Родился на дороге из Кронштадта в Ораниенбаум, проложенной по льду Финского залива. «Предки мои,— рассказывал он,— скандинавы, обрусевшие немцы и остзейцы, то есть прибалтийские немцы» (Невское время. 1995. 12 янв.). «Происхожу из военно-морской семьи. На Дальнем Востоке есть мыс Шефнера (в честь Алексея Карловича Шефнера, основателя Владивостока, прадеда писателя.— Г.Ф.]. Отец пошел по пехотной линии. Окончив Пажеский корпус, он стал офицером Московского лейб-гвардии полка. После революции служил военспецом в Красной Армии. Он умер зимой 1923» (Ленинградские писатели-фронтовики. Л., 1985. С.420-421). В раннем детстве, из-за голода, перевезенный из Петрограда в Старую Руссу, где служил отец, Шефнер жил преимущественно в детских домах (там мать устраивалась воспитательницей). Вернувшись в 1924 в Петроград (ставший Ленинградом), Шефнер окончил среднюю школу, затем обучался в Учебно-химическом комбинате им. Менделеева, с 1935 по 1938 — на рабфаке Ленинградского университета. В эти годы и работал: на заводах «Пролетарий», «Электроаппарат», на других местах — в должности инструктора по физкультуре, формовщика в литейном цехе, чертежника-архивариуса, библиотекаря...

В заводской многотиражке «Пролетарий» в 1933 впервые напечатал свои стихи, а вскоре в журнале «Резец» вышла в свет его баллада о морском кочегаре (об этом автор узнал десятилетием позже). Вступив в 1935 в литобъединение при газете «Смена» (руководитель И. Бражнин), затем в «Молодое объединение» при Ленинградском СП, возглавляемое А. Гитовичем, Шефнер стал печататься в «толстых» журналах.

В 1939 был принят в СП СССР, в 1940 выпустил первую книгу стихов.

Во время Великой Отечественной войны Шефнер (до того белобилетник из-за слепоты левого глаза) служил рядовым в батальоне аэродромного обслуживания вблизи Ленинграда; в янв. 1942 работал в редакции газеты «Знамя победы», откуда в состоянии тяжелой дистрофии был препровожден в госпиталь, где чудом выжил. За это время опубликовал в газете немало стихов агитационного характера за подписью «боец Вадим Шефнер». Завершил войну в звании старшего лейтенанта, в 1945 вступил в КПСС. После окончания войны Шефнер целиком отдался литературному творчеству, делясь воспоминаниями о современниках (статьи об А. Гитовиче, Б. Лихареве, А. Чивилихине, С. Спасском, С. Ботвиннике, а также и об А. Андрееве, И. Нерцеве, А. Рытове, А. Шевелеве).

В первой поэтической книге Шефнера содержались стихи открыто гражданственного звучания, дышащие предощущением войны. В них проявлялась близость автора как к его ровеснику К.Симонову, так и к более молодым (Н. Майоров, П. Коган, М. Кульчицкий). Здесь «багровый отсвет звезд пятиконечных / И шум непобеждаемых знамен» («Легенда о мертвых моряках Британии», «Могила бойца», «Тревога»). Но в «Светлом береге» (1940) оказались и стихи другого плана: «Цветные стекла», «Болото», «Подсолнечник», где властвовали «невидимая дрожь существованья», ощущение таинственности мира. То же характеризовало поэзию Шефнера военных лет: сборник «Защита» (Л., 1943) и другие стихи. Жестокая политическая обнаженность в стихотворных агитках и глубокое философское содержание в стихах «Зеркало», «Шиповник», «Первая любовь», «Мрамор», где конкретные сюжеты и детали военной поры наполнились общежитийным содержанием. Неспроста после появления книги Шефнера «Пригород» (1946) в связи с развязанной правительством «борьбой с космополитизмом» поэта стали печатать редко.

Событием стала книга Шефнера «Знаки земли» (1961). На фоне дискуссии «физиков и лириков», когда обострились коллизии «город и деревня», «природа и цивилизация», Шефнер провозгласил, что «мудрые конструктора / С природою сближают нас», что природная целесообразность родственна «геометрическому уюту» современной цивилизации («Ценою миллионов лет добыта эта красота / Добыта эта простота»). Многие критики попытались тогда объявить Шефнера поэтом натурфилософского склада. Но неспроста Шефнер так отозвался о Ф.Тютчеве: «Поэзию Тютчева именуют философскою. Но сам он по отношению к себе этого термина не применял и в позу философа не становился... Он любил писать о преходящем, о мгновенном,— но чем короче наблюдаемое им явление, тем неощутимее для нас размеренный, неотвратимый ход мирового времени, стоящего за стихами» (см.: Филиппов Г.— С.176). Действительно, в шефнеровском переплетении природного и интеллектуального («Первый мост»), видимого и сущего («Приятельницы»), вечного и навсегда ушедшего («Непрерывность») воплощалось прежде всего одно: психологическое состояние «лирического героя», неподвластное какой бы то ни было рациональной схеме. В стихах «Змея», к примеру, он призывает к истреблению природного зла, грозящего людям («Убей змею на их пути / Ты не один на свете»), а в «Ястребе», наоборот, предостерегает: «Природа все учла и взвесила. / Вы, легкодумные стрелки, / Не нарушайте равновесия / И зря не жмите на курки». В книге «Своды» (1967) Шефнер превозносит одну из неколебимых опор его творчества — память (стихотворение «Спросил у памяти») и рядом же располагает другое: «Забывание», где память объявляется губительной, т.е. при четком разграничении прошлого и будущего Шефнер больше всего ценит настоящее. В стихотворение «Ночная ласточка» (1970) слышится и «гул ракетоносца», и «бездна мирозданья», но главное — ощущение сиюминутности бытия: «И этот рай, что виден из окна, / Еще прекрасный, ибо он не вечен». Шефнер признает, что он страдает от рационализма. Но при наличии этого качества он и импрессионистичен. Неспроста в поздних стихах Шефнера воспевает «петербургский модерн» — дома Петроградской стороны, их «бесхитростную эклектичность», их «тревожную незавершенность».

Проза Шефнера (первая публикация — рассказ «День чужой смерти» в журнале «Ленинград», 1940) отличается тем же двуединством автобиографического и фантастического. Это книги о своем детстве и юношестве, преображенных фантазией («Облака над дорогой», 1957; «Счастливый неудачник», 1965; «Сестра печали», 1970; «Имя для птицы», 1976), и утопический роман о XXII столетии «Лачуга должника», повесть «Девушка у обрыва» (1964) и другие произведения, включенные Шефнером в книгу «Сказки для умных» (1987). Решительно отмежевывая свою фантастику от той, что названа «научной», и называя себя «сказочником», Шефнер следует принципу: «В фантастике должны действовать самые обыкновенные люди». И истинный герой, как правило, изображается им через восприятие «человека обыденного», скованного предрассудками своего времени. Зато в союзе «гениев» и «обывателей» (Светочев, Белобрысое и Ковригин, Кортиков), по Шефнеру, и торжествует незыблемая основа жизни. Свое творческое кредо он определяет так: «Ныне... я опять, как в детские годы, подсознательно делю всех на хороших и плохих, и главный водораздел в суждении... снова проходит для меня по линии "добрый — злой"» (Цит. по: Филиппов Г.— С.178).

В книге лирики Шефнера «Северный склон» (1980) содержится стихотворение «Заказ художнику» — своего рода автопортрет. Начинается оно с «картинки детства»: «Как в орлянку шла игра / На асфальтовом квадрате / Петроградского двора», «А потом вокзал и пристань, / Ильмень, Новгород, Валдай», «Избы, крытые соломой, / Нянино веретено. / Старорусского детдома / Монастырское окно», а дальше — «ФЗУ, рабфак, заводы, / Первые черновики, / Топки и паропроводы, / Кочегарские очки, / Тесный стол редакционный, / Рукописная тетрадь, / Лейтенантские погоны, / Госпитальная кровать...». Кончается же стих, так: «А закончив рисованье, / Погляди издалека — / И возникнут очертанья / Паруса и рыбака. / Не попутный дует ветер, / Мало шансов на улов, / Но рыбарь бросает сети / В глубь неведомых миров». В этом двуединстве — чувства повседневности и романтической приподнятости — и проявилась прежде всего писательская сущность Шефнера.


Г.В.Филиппов
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.

Стихотворения поэта
  1. Весенний дождь
  2. Детство
  3. Льдина
  4. Забывание
  5. Глоток
  6. Осень
  7. Миг
  8. Переулок памяти
  9. Ожидание
  10. Я мохом серым нарасту на камень

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 5856




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия