Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворение
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений

Русская поэзия >> Сергей Павлович Бобров >> Биография


Сергей Павлович Бобров. Биография



Сергей Павлович Бобров

Сергей Павлович Бобров [27.10(9.11).1889, Москва — 1.2.1971, Москва] — поэт, прозаик, критик, переводчик, литературовед.

Бобров родился в дворянской семье, его отец был чиновником Министерства финансов и известным шахматистом, издателем журнала «Шахматное обозрение», мать — детской писательницей. Получил образование в Москве — сначала в Катковском лицее, затем — в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Археологическом институте. После окончания института преподавал математику и статистику. Бобров начинал как символист, был участником кружка по изучению поэтического ритма, которым руководил Андрей Белый, а литературным учителем считал Валерия Брюсова.

Однако к моменту выхода своего первого поэтического сборника «Вертоградари над лозами» (1913) поэт находился под влиянием «левого» искусства и с особенным вниманием следил за творчеством Н.Гончаровой. Именно Гончарова проиллюстрировала первый сборник Боброва, вышедший в издательстве поэтического кружка «Лирика», которым руководил Бобров. При выборе названия для этого сборника Бобров руководствовался давней поэтической традицией — слово «вертоград», обозначавшее «плодовый сад», «виноградник» и символизировавшее божественный сад поэзии, фигурировало в качестве названия многих поэтических сборниках. (от «Вертограда многоцветного» Симеона Полоцкого до «Зеленого вертограда» Константина Бальмонта). Соответственно, вертоградарем (садовником) словесного, поэтического сада в образной системе Боброва считался поэт. В названии сборника зашифрован и небесный вертоград — райский сад.

В 1914 группа «Лирика» распалась, и на ее основании возникло футуристическое лит. объединение «Центрифуга», просуществовавшее до 1918. При «Центрифуге» действовало одноименное издательство. В литературных объединениях «Лирика» и «Центрифуга», возглавляемых Бобров, начинали свой литературный путь Б.Л.Пастернак и Н.Н.Асеев.

В 1913 в издательстве «Лирика» вышел первый поэтический сборник Б. Пастернака «Близнец в тучах», а в 1914 — поэтический сборник Н. Асеева «Ночная флейта».

В качестве автора футуристических стихотворений, критических статей и художника-иллюстратора Бобров участвовал в «левом» литературном альманахе «Руконог» — первом сборник «Центрифуги». Однако если в качестве критика Бобров всячески пропагандировал «левое» искусство, то как поэт он балансировал между футуризмом и символизмом. Так, второй поэтический сборник Бобров «Алмазные леса» (1917) вернул поэта в русло символизма. В то же время третий сборник Бобров — знаменитую «Лиру лир», вышедшую в том же 1917, современники по праву считали футуристической. Для поэтических текстов Боброва характерна некоторая деформация синтаксиса и тяготение к свободному стиху.

Как один из идеологов «левого искусства» Бобров был на редкость догматичным и жестким критиком. Поэт печатал свои безапелляционные литературные обзоры в журнале «Красная новь», «Печать и революция», «Наши дни». Именно он в 1921 назвал Блока «поэтическим мертвецом» и неоднократно резко высказывался против неоклассической традиции в русской поэзии, носителем которой выступала «петербургская школа».

Однако в раннем стихотворении «Prodomomea» («За мой дом») Бобров связал свое поэтическое кредо с преклонением перед «судьбой обманчивой Туманского и Деларю» — поэтов, навсегда оставшихся в литературе благодаря одному или нескольким ярким текстам. Так, Ф.А. Туманский (1799-1853) известен лишь благодаря романсу «Вчера растворил я темницу». Подобная судьба постигла и М.Д. Деларю (1811-68), друга Пушкина и Дельвига.

Литературная судьба Бобров действительно была обманчивой — современники считали его несостоявшимся великим поэтом.

В 1930-е поэтические тексты Боброва стали традиционными по форме, но эпоха футуристических экспериментов отнюдь не ушла для поэта в прошлое. В духе этих экспериментов выдержана содержательная сторона стихотворений Боброва этого периода.

Бобров был автором детских фантастических романов «Волшебный двурог» (полное название — «Волшебный двурог, или Правдивая история о небывалых приключениях нашего отважного друга Ильи Алексеевича Камова в неведомой стране, где правят: Догадка, Усидчивость, Находчивость, Терпение, Остроумие и Трудолюбие и которая в то же время есть пресветлое царство веселого, но совершенно таинственного существа, чье имя очень похоже на название этой книжки, которую надлежит читать не торопясь») (1949) и «Архимедово лето» (1959). Как романист Бобров наиболее известен благодаря созданной им одной из первых в русской литре антиутопий под названием «Восстание мизантропов» (1922), а также социально-фантастическим романам — «Спецификация Идитола» (1923), «Нашедший сокровище» (1931). Последний текст вышел под псевдонимом «А. Юрлов». Бобров также публиковался под псевдонимами: Б. Б. Р-В; Бик; Э. П.; Орфик; Рюмин; С. Б.; С. П. Б; Сержант В.; Чагин С.

На протяжении всего своего творческого пути Бобров занимался литературоведческими исследованиями. Еще в 1915 в издательстве «Мусагет» поэт опубликовал результат своих пушкинистских штудий — исследование под названием «Новое о стихосложении А.С. Пушкина (Трехдольный паузник у Пушкина. Разбор статьи В.Я. Брюсова о технике Пушкина. Добавления. Объяснительные примечания)». Также Бобров известен как исследователь поэтических текстов Игоря Северянина, поэтов пушкинской эпохи, в частности уже упоминавшегося выше М.Д.Деларю. Кроме того, предметом литературоведческих штудий Бобров была теория стихотворного перевода. Бобров активно переводил на русский язык тексты Стендаля, Гюго, Бехера, Шоу, Диккенса и др.

После революции поэт работал в Наркомпочтеле, в ЦСУ, в Госплане, где сумел применить свои знания в области математической статистики. В начале 1930-х Бобров был репрессирован и находился в ссылке под Кокчетавом. Однако поэту удалось не только уцелеть, но и вернуться к литературному творчеству.

В 1966 Бобров создал автобиографический роман «Мальчик», а в 1971 в издательстве «Советский писатель» вышла его поэма «Евгений Делакруа, живописец».

После смерти поэта его жена, М.П. Богословская-Боброва, передала в ЦГАЛИ архив Боброва, в котором были и неопубликованные произведения. В целом корпус текстов Боброва представляет собой еще не исследованный и не изученный массив, требующий серьезных литературоведческих штудий.


Е.Ю. Раскина
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 238-239.

Стихотворения поэта
  1. Розовый сад
  2. Pro domo mea
  3. Навек мне упиться этой болью
  4. Кинематограф
  5. За Москвой
  6. Осенние печали
  7. Предчувствие
  8. Шорохи той же грани
  9. Les bienfaits de l'amour
  10. Сила мученья


Количество обращений к поэту: 3359





Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия