Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Угадай автора стихотворения
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Иосиф Александрович Бродский >> Биография

Иосиф Александрович Бродский. Биография



Иосиф Александрович Бродский

Иосиф Александрович Бродский [24.5.1940, Ленинград — 28.1.1996, Нью-Йорк] — поэт, переводчик, драматург.

Родился в семье фотографа. В 15-летнем возрасте оставил школу. Работал на заводе, в морге (готовил себя к профессии врача, о которой мечтал), в геологоразведочной партии. Серьезно занимался самообразованием: изучал английский и польский языки, много времени посвятил знакомству с американской, английской, польской поэзией, с классической мифологией, религиозной философией. В это же время начал заниматься переводческой деятельностью (переводил английскую, американскую, польскую поэзию, с подстрочника — испанскую). Был членом секции переводчиков ленинградской писательской организации.

Первые стихи Иосифа Бродского появились в конце 1950-х. До эмиграции в официальных изданиях были опубликованы только 4 стихотворения поэта. Печатался в журнале «Костер», в подпольном журнале «Синтаксис» (издавался в Москве в 1958-60-х), позднее (но еще до эмиграции) — за границей в газете «Русская мысль» и «Новое русское слово», в журнале «Грани».

К началу 1960-х Бродский был уже хорошо известен в ленинградских и московских литературных кругах как поэт и переводчик. Получил признание многих выдающихся поэтов старшего поколения (среди них А. Ахматова, которая на одном из подаренных ему сборнике написала: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся мне волшебными»).

В 1963 Бродский был арестован по обвинению в тунеядстве (дело возникло в результате статьи «Окололитературный трутень», подписанной Лернером, бывшим капитаном КГБ, Медведевым и Иониным, опубликованной в газете «Вечерний Ленинград» 28 февраля 1963, в которой Бродский характеризовался как человек, не занимающийся общественно полезным трудом).

Суд состоялся в Ленинграде 18 февраля 1964.

В результате судебного разбирательства Иосиф Бродский был приговорен к 5 годам административной ссылки за тунеядство и выслан в Архангельскую область (1964). Однако после многочисленных выступлений в защиту Бродского отечественных и зарубежных писателей в ноябре 1965 ему было разрешено вернуться в Ленинград.

В 1972 Бродский эмигрировал в США и первое время жил в городе Анн-Арбор, где находится издательство «Ардис», многократно издававшее писателей-эмигрантов из России.

С 1980 — гражданин США. Родители Бродского, не добившись разрещения на встречу с сыном, умерли в середине 1980-х. Бродский переехал в Нью-Йорк, преподавал русскую и английскую поэзию в Mount Holyoke College в штате Массачусетс. Из русской поэзии им были избраны для лекций только два поэта — Е. Баратынский и А. Пушкин, творчество которых он анализировал основательно и глубоко. Лекции читал на английском языке. Один раз в год по просьбе слушателей устраивал вечер собственной поэзии, где читал только свои стихи и только на английском. Бродский стал обладателем ряда престижных премий США: 1981 — Премия Макартура; 1986 — Национальная книжная премия; 1991 — звание лауреата Библиотеки Конгресса США, присуждаемое выдающимся писателям.

В 1987 Иосифу Бродскому присуждена Нобелевская премия в области литературы.

Поэзия Бродского лирична, глубоко субъективна, но в то же время является продолжением традиций классической поэзии XIX века. Из ранних стихотворений Бродского «Пилигримы» (1958) принято считать программным произведением художника, т.к. оно содержит в себе многое из того, что составляет художественно-эстетическое своеобразие творчества Бродского. Уже здесь возникает характерное для Бродского ощущение тщеты земного бытия, трагического мировосприятия, бесконечности и бесплодности пути. Меланхоличность и явно ощутимый пессимизм определяют стилевую окраску стих.

Традиционными мотивами лирики Бродского становятся мотивы одиночества, бездомности, бесприютности («Осенний крик ястреба», «Воротишься на родину», «Вновь я посетил...», «Стансы» и др.). Отчаяние земного существования преодолевается самой поэзией, внутренней структурой поэтического слова, поэтическим чувствованием автора.

Уже в раннем творчестве ощутимо тяготение Бродского к проблемам нестрого философского плана: бытие — пространство — время — человек. По словам самого поэта, его более всего интересует время и тот эффект, какой оно оказывает на человека, как оно его «меняет, как обтачивает...». Однако в поэтическом мире Бродского причудливо уживаются и философские абстракции, метафизические образы и бытовая конкретика, мифологическое прошлое и совр. реальность: «И по комнате, точно шаман кружа, / Я наматываю как клубок / На себя пустоту ее, чтоб душа / Знала что-то, что знает Бог» («Как давно я топчу...»).

По словам поэта Е. Рейна, наставника и друга Бродского, «Бродский — это поэт зрения в большей степени, чем кто-нибудь еще; его зрительный аппарат необыкновенно изощрен; поэтому необходимо не проглатывать несущественные детали, а именно из них построить тот громадный мир зрения, который является внешней картиной, рисунком Бродского и от которого мы переходим к смыслу...» (Поэт о поэте // Книжное обозрение. 1990. 18 мая).

Являясь отражением жизни, настроения времени и его духа, поэзия Бродского отличается удивительной чуткостью к окружающему бытию. Симптоматичны строки: «Но простая лиса, перегрызая горло, / Не разбирает, где кровь, где тенор» («Дни расплетают...»). Уже в самом начале творческого пути Бродский расстался с идеей общественного служения поэзии, уклонившись от сопричастности государственной идеологии и сочтя поэзию сугубо литературным явлением, «поэзией для поэзии»: «В конечном счете ты сам по себе, единственный тет-а-тет, который есть у литератора, а тем более у поэта,— это тет-а-тет с его языком...»

Подобно Ахматовой и Мандельштаму, чьи традиции Бродский наследует, его поэзии присуща цитатность, наличие аллюзий, ассоциаций, намеков на предшественников (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Пастернак, Хлебников и др.). Вместе с тем «понимать словесную, философскую ткань поэзии Бродского <...> надо буквально... Стихотворения Бродского — это не сундук со вторым и третьим дном. Необходимо просто подумать над тем, что сказано, но вместе с тем <...> понимать, что это стихи, т.е. условный произвол поэта, который хочет из сочетаний слов вывести какой-то единственный смысл, какую-то догадку, предпосылку некоего намека свыше» (Е. Рейн).

В стихотворении «Одной поэтессе» (1965) Иосиф Бродский писал, что «заражен нормальным классицизмом». Действительно, эстетике Бродскому присущи сдержанный консерватизм и метрико-ритмическая «дисциплинированность». Он пишет длинными сложными синтаксическими конструкциями — тактовиками, которые перетекают через границы строк и строф: «Куда как женственна! и как на жизнь похожа / Ее то матовая, то вся в морщинках кожа / Неудержимостью, смятеньем, грустью, / стремленьем к устью / и к безымянности. Волна всегда стремится / От отраженья, от судьбы отмыться, / чтобы смешаться с горизонтом, с солью — / с прошедшей болью» («Реки», 1986).

Структура стихотворений Бродского достаточно открыта, однако художник чутко ощущает форму, и композиционно его стихи нередко организованы по принципу симметрии, параболы или кольца. «Оглядываясь назад, я могу с большей или меньшей достоверностью утверждать, что в первые 10-15 лет своей <...> карьеры я пользовался размерами более точными, более точными метрами, т.е. пятистопным ямбом, что свидетельствовало о некоторых моих иллюзиях, о способности или желании подчинить свою речь определенному контролю. На сегодняшний день в том, что я сочиняю, гораздо больший процент дольника, интонационного стиха, когда речь, как мне кажется, приобретает некоторую нейтральность. Я склоняюсь к нейтральности тона» (Глэд Д. Беседы в изгнании).

В своем стремлении к «нейтрализации» тона поэзии Бродский соединил высокое и низкое, смешал иронию и лиризм, придал поэзии информативную насыщенность и событийность. Врожденное понимание специфики родного языка и мировой культуры позволило Бродскому органично соединить в своей поэзии глубокий лиризм и философичность русской традиции с монументализмом и событийной масштабностью западноевропейской и американской традиции, сделало его поэзию «явлением формообразующим, дающим перспективу нашей литературе» (Ю.Кублановский).

Умер Бродский во сне ночью с 27 на 28 января 1996, был временно захоронен в пригороде Нью-Йорка, по завещанию поэта тело его предано земле в Италии.


О.В. Богданова
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь

Стихотворения поэта
  1. Одиночество
  2. Осень
  3. Ноябрьским днем
  4. В феврале далеко до весны
  5. Отрывок
  6. Пророчество
  7. Большая элегия Джону Донну
  8. Уезжай, уезжай, уезжай
  9. Март
  10. Ломтик медового месяца

Стихотворения поэта по темам
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 23362




Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия