Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворение
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений


Русская поэзия >> Евдокия Аполлоновна Нагродская >> Биография


Евдокия Аполлоновна Нагродская. Биография



Евдокия Аполлоновна Нагродская [1866, Петербург — 1.5.1930, Париж] — поэтесса, прозаик.

Дочь гражданской жены Н.А. Некрасова А.Я. Панаевой, сторонницы женской эмансипации, и секретаря журнала «Современник» А.Ф. Головачева. Получила хорошее образование в петербургской школе Страннолюбских и в петербургском частном пансионе М.П. Спешневой — М.Д. Дурново. Пробовала свои силы на сцене.

В 1882 вышла замуж за князя Бек-Мелик-Тангиева, прапорщика Кавказской милиции (этой фамилией подписаны все ранние произведения).

В январе 1888, овдовев, с двумя детьми возвратилась в Петербург, где поселилась с матерью. В это время состоялся ее литературный дебют — рассказ «Рождественский подарок», появившийся в святочном номере (Звезда. 1889. Янв.). Однако ради заработка Нагродская вынуждена была заняться поденным литературным трудом: в 1890-е из-под ее пера выходят детективы с ловко закрученной интригой, печатающиеся с продолжением из номера в номер в газете «Свет»: «Черное дело» (1889. 21-30 июня), «Мертвая петля» (1889. 16 сент.-7 окт.), «Петербургские тайны» (1890.14 июня-10 июля) и «дамские» повести об одиночестве, непонимании, иллюзорности счастья на страницах толстых журналов: «Потерянное счастье» (Живописное обозрение. 1892. №16), «Розы», «Под ивами» (Север. 1892. №19,32). Свою тему в литературе Нагродская нашла лишь в романе «Дочь дьявола» (Современный мир: еженедельное приложение 1894. №1-10), где создается образ загадочной и роковой женщины, оказывающейся в финале воплощенной добродетелью.

22 январе 1896 Нагродская обвенчалась с В.А. Нагродским, служившим на Владикавказской железной дороге, а с 1911 преподававшим в петербургском Институте путей сообщения.

Ее дебют под новой фамилией после почти 10-летнего молчания — роман «Гнев Диониса» (СПб., 1910). Он принес писательнице широкую известность среди читающей публики, выдержав почти 10 изданий, и скептические отзывы критики. Концепции Ф. Ницше (человек-артист, аполлоническое и дионисийское начала), О. Вейнингера (проблема пола и характера) и Вяч. Иванова (русская трактовка дионисийства), травестированные в романе, появившемся как раз в год «кризиса символизма», — яркое свидетельство того, что философская проблематика и стилистика русского модернизма стала достоянием эпигонов и полубульварной литературы.

К.И. Чуковский, обозревая «верхи» и «низы» «текущей словесности» за 1911, определил место Нагродской в литературной иерархии: «...поклонники <...> г-жи Нагродской только презрительно фыркнут, прочитав творения Ремизова. И это не разница вкусов, это разница социальных положений» (Чуковский К. СС: в 6 т. Т.6. М., 1969. С.412).

Ницшеанские мотивы и тема однополой любви получили продолжение в романе «У бронзовой двери» (1913), в центре которого — фигура молодого музыканта, доводящего своего интимного друга до самоубийства. Скандал, разгоревшийся по поводу запрещения и конфискации тиража первого выпуска в 1911, в котором автор принимала самое активное участие, явился одним из способов привлечь интерес публики. В серии романов 1910-х Евдокия Нагродская ищет новые модные темы и ракурсы: в романе «Борьба микробов» (1913) это законы естественного отбора, спроецированные на человеческие взаимоотношения, визионерская практика в мистическом романе «Белая колоннада» (1914) и спиритизм в «Злых духах»(1915). В сборниках рассказов 1913, 1915, 1917 Нагродская продолжает заявленную в романе «Гнев Диониса» женскую тему: поиски женских путей самопознания и самовыражения, а также внимание к «странным» женским жизненным сценариям. Салон Нагродской — ее квартира на набережной Мойки, около Синего моста,— описан в повести М. Кузмина «Плавающие — путешествующие», в мемуарах «Петербургские зимы» Г. Иванова и в воспоминаниях Р. Ивнева. Нагродская являлась фактическим издателем журнала «Петербургские вечера», на страницах которого появлялись и ее произведения.

В октябре 1918 Нагродская эмигрировала во Францию, где продолжала заниматься литературным трудом (романы «Правда о семье моей жены», 1922; «Записки Романа Васильевича», 1922). Лучшим, по мнению критики, считается трилогия «Река времен» (1924-26), где нашла отражение тема масонства как духовного самосовершенствования.

Однако и в эмигрантский период Г. Струве относит творчество Нагродской к дамской, «более или менее бульварной» беллетристике, указывая, что ее романы выходили главным образом в Риге; вероятно, на них «был тайный спрос и в Советском Союзе» (Струве Г.— С.96). В Париже Евдокия Нагродская и ее муж — члены масонских лож (см.: Берберова Н. Люди и ложи. Нью-Йорк, 1986), Нагродская занимается написанием труда по герметической философии.


О.А. Кузнецова
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2.

Стихотворения поэта
  1. Синематограф
  2. В мягком сумраке весеннем
  3. На кровавом зареве заката
  4. О, молчи! Не нарушай словами
  5. Фреска по карнизу
  6. Над зубчатым гор карнизом


Количество обращений к поэту: 2060







Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия