Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворение
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений


Русская поэзия >> Иван Сергеевич Рукавишников >> Биография


Иван Сергеевич Рукавишников. Биография



Иван Сергеевич Рукавишников

Иван Сергеевич Рукавишников [3(15).5.1877, Нижний Новгород — 9.4.1930, Москва] — поэт, прозаик, драматург.

Происходил из старообрядческого рода торговцев железом, миллионеров. В детстве много болел. Воспитывался в Нижегородском дворянском институте, но из-за туберкулеза после окончания 3-го класса прервал учебу для лечения в кумысолечебном заведении. Позже вернулся в институт, но в 1892 снова оставил. Полгода жил в Ментоне, затем в Тироле, где лечился в туберкулезных санаториях. Вернувшись, экстерном окончил гимназию, занимаясь также живописью.

Рукавишников начал писать стихи в школьные годы. Публиковал их в газете «Нижегородский листок». В 1898 напечатал первое прозаическое произведение — повесть «Семя, поклеванное птицами», в котором рассказывалось о болезненном юноше из богатой семьи, мечтавшем о литературной славе. Повесть отчасти имела автобиографическую основу. В художественном отношении она была слабым подражанием прозе М. Альбова.

В 1900-01 Рукавишников учился в Петербургском археологическом институте по специальности «археология». В это время на основе принципиальных идеологических разногласий порвал с семьей, что сказалось на материальном положении Рукавишникова. Он переехал на жительство в Петербург, где сблизился с литературной группой писателей-«знаньевцев», группировавшихся вокруг М.Горького. Стал печататься в сборнике товарищества «Знание» и в журнале демократической и символистской ориентации («Весы», «Золотое руно», «Образование», «Нива» и др.).

В раннем поэтическом творчестве Рукавишников был под влиянием поэтов «чистого искусства» и К.Бальмонта. Темы болезни, одиночества лирического героя, смерти — центральные в его 1-й книге «Стихотворений» (1901).

Воздействие лирики французских «проклятых» поэтов и «старших» символистов определило поэтику и тематику 2-й книги «Стихотворений» (1902). Не отрицая одаренности Рукавишникова, рецензенты расценили его книгу как результат моды на декадентство. Лирический герой 3-й книги «Стихотворений» перешел от погружений в сатанинские бездны к ожиданию просветленной неземной любви. Усилилась сюжетность лирики, произошел переход к балладной форме. Рост поэтического мастерства Рукавишникова отметил В.Брюсов, указав, что «в его "третьей" книге много интересных попыток: пробы свободного стиха, искания новых впечатлений в повторении слов» (Весы. 1904. №4. С.62). Композиционное единство, последовательность тематического развития и общность художественного оформления позволяют видеть в трех первых поэтических книгах Рукавишникова трилогию.

Рукавишников восторженно отнесся к революции 1905, но его политические убеждения были крайне неопределенными, а стих., посвященные этой теме, были полны ходульной риторики — «Кто за нас — иди за нами!» (1905), «Три знамени» (1906) и др.

Рукавишников оставался в русле символистских тем и поэтики и во второй половине 1900-х. Герой 4-й книги «Стихотворений» — поэт, одинокая личность, преодолевающая земную страсть и восходящая к надмирным ценностям. Критик А.Измайлов писал, что основным настроением Рукавишникова стало «исполненное почти непомерного пафоса заявление о своей пророческой миссии <...>. Книгу стихов Рукавишникова надо выжать. Тогда она уменьшится в объеме наполовину, но много выиграет содержательно» (Новая иллюстрация. 1907. №8. С.63-64). Брюсов отмечал: «Боимся, что Ив.Рукавишникову так и суждено остаться растрепанным романтиком с декадентскими проповедями на устах» (Весы. 1907. №1. С.72).

Поэзию и прозу Рукавишников конца 1900-х — начала 1910-х отличает интерес автора к эзотерическим темам, изощренность художественной формы. Исследование оккультной литературы обусловило тематику сб. рассказов «Сны» (1910). В нем рассказывалось об инобытиях героя в различных исторических эпохах («Любовники царицы», «Раб», «Шут» и др.). В стилистике прозы Рукавишникова ощутимо влияние оккультных произведений В.И. Крыжановской, особенно ее романа «Жизненный эликсир» (2-е изд. 1910).

В начале 1910-х Рукавишников получил наследство. Жил в имении Лазорево Нижегородской губ., в Крыму, приезжая ненадолго в Петербург и Москву. Главное произведение Рукавишникова — роман-хроника «Проклятый род» (ч.1 — «Семья железного старика», ч.2 — «Макаровичи», ч.3 — «На путях смерти»; 1911-12). В романе Рукавишников дал историко-мистическое осмысление судьбы своего рода. «Волжские миллионы» предстают в нем как одновременно и социальная, и инфернальная злая сила, губящая три поколения рода. Большая часть героев имели реальные прототипы. Во многом автобиографичен образ родового отщепенца — художника-декадента Виктора. Сначала Рукавишников не отрицал биографического подтекста своего произведения: «Если вам что-либо говорит заглавие и вы знаете мою биографию, <...> в этом романе будет много места отведено личному, много строк из моей жизни» (Р<еги-ни>н Вас. Откровения «молодых». У И.С.Рукавишникова // Петербургская газета 1908. №211 3 авг. С.2). Появление 1-й части романа было воспринято на родине писателя как памфлет против клана Рукавишников. В открытом письме в редакцию «Нижегородского листка» Рукавишников выступил против подобной трактовки его произведения: «Я роман мой "Проклятый род" автобиографическим не назову. Никого портретно изобразить не намеревался, имея же цели исключительно художественные» (1911. 25 янв.). Но реально в основе фабулы романа лежала преображенная, но подлинная история его семьи (см.: Родословная схема Рукавишниковых // РГАЛИ. Ф.1147. Оп.2. Ед. хр. 7). Роман Рукавишников был попыткой создания эпического произведения средствами лирической прозы, что обусловило его художественные недостатки. С другой стороны, личные переживания автора, лежащие в основе романа, способствовали глубине психологизма произведения. Критики высоко оценили роман как новое слово в развитии жанра. Вл.Кранихфельд писал, что, несмотря на все недочеты, это — «художественное произведение значительной ценности, — произведение, которое по силе изобразительности и широте захвата могло бы в нашей художественной литературе последних лет занять одно из первых мест» (Современный мир. 1912. №9. С.275).

Дальнейшие прозаические произведения Рукавишникова (роман «Аркадьевка», сборник рассказов «Близкое и далекое», оба — 1914) были значительно слабее в художественном плане. Так, о рассказах Рукавишникова критик Ф.Д.Крюков писал, что все это «в конце концов — скучно, несмотря на словесные выверты, когда эта новизна стиля перестает быть новизной и в монотонной повторяемости своих фокусов обнажает свое убожество» (РБ. 1914. №8. С.306-307). В поэзии Рукавишников продолжил стиховые эксперименты. В книге «Сто лепестков цветка любви. Песни женской души» (1916) он пытался создать сборник «женской лирики», героиня которого проходит духовный путь от девических грез до страстей и разочарований зрелой женщины. С середины 1910-х Рукавишников много занимался стиховой формой «триолета» (книга «Триолеты любви и вечности», 1917).

Февральскую революцию 1917 Рукавишников встретил в имении Лазорево. В 1917-18 работал в Нижегородском наробразе, организовывал художественный и исторический музеи, разместившиеся в национализированном особняке Рукавишникова (история дома — важный художественный мотив романа «Проклятый род»). Переехал в Москву, в 1918-21 работал в Наркомпросе, заведовал Дворцом искусств. В 1921-23 был преподавателем, заведующим учебной частью и заведующим библиотекой Высшего литератрно-художественного института. Рукавишников был членом Всероссийского СП, правления Всероссийского Союза поэтов, объединения «Звено», Псковского археологического общества.

В 1920-е Рукавишников много сил отдавал стиховедческим исследованиям. Был автором ряда статей в «Словаре литературных терминов» (Литературная энциклопедия. М.; Л., 1925. Т.2). Разрабатывал фольклорные поэтические формы — т.н. «напевный стих» («Сказ скомороший про Степана Разина, про Мухояря князя, про дочку его Катерину, да еще про стремянного Васюту. В 6 песнях с присказкой и концовкой. Стих напевный», 1925; и др.). 22 нояб. 1926 в Малом театре торжественно отмечалось 30-летие литературной и общественной деятельности Рукавишникова.

В истории русской литературы начала XX в. Рукавишников остался как автор романа «Проклятый род», в котором, подобно «Будденброкам» Т.Манна или «Саге о Форсайтах» Д.Голсуорси, с эпической широтой была показана история взлета и падения рода русских капиталистов.


А.М. Грачёва
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я.

Стихотворения поэта
  1. Маятник
  2. Фонарь ли, Луна ли
  3. Земля прекрасна под белым снегом
  4. Горбатый ангел
  5. Белые колонны. Аллея тенистая
  6. Идти. Не знать дороги
  7. Ветер вечеру вечерню отслужил
  8. Песнь в долине
  9. Ночные видения
  10. И тихой радостью мой дух возвеселится

Стихотворения поэта по темам


Количество обращений к поэту: 2629







Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия