Русская поэзия
Русские поэтыБиографииСтихи по темам
Случайное стихотворениеСлучайная цитата
Рейтинг русских поэтовРейтинг стихотворений
Переводы русских поэтов на другие языки

Русская поэзия >> Сергей Александрович Есенин >> Биография


Сергей Александрович Есенин. Биография



Сергей Александрович ЕсенинСергей Александрович Есенин (1895-1925) - российский поэт. Судьбе было угодно, чтобы "учитель школы грамоты" Есенин стал поэтом. Путь в литературу лежал через работу приказчика в лавке, подчитчика в типографии, через общение с писателями Суриковского литературно-музыкального кружка и занятия на историко-философском отделении Народного университета А. П. Шанявского. В марте 1915 года Есенин знакомится с Александром Блоком, читает ему свои стихи. Блок делает запись в своей книжке: "...стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык". Образ "родины кроткой" в стихах Есенина тех лет вызвал благожелательный отзыв Зинаиды Гиппиус, приветствовавшей обращенность поэта к христианской мифологии, поэтизации национальной старины. В первом сборнике "Радуница" (1916) отразились взгляды Есенина как "новокрестьянского" поэта (С. А. Клычков, Н. А. Клюев, А. В. Ширяевец), противопоставляющего себя поэтам "из интеллигенции". Крестьянское, народное сознание воплощено в яркой фольклорной образности, воспринимаемой как выражение души лирического героя. Насыщенный метафорой, "узорчатый" стиль "Радуницы" с новой силой зазвучит в "имажинистский" период творчества Есенина.

Наследуя во многом традиции поэзии А. В. Кольцова - напевность, песенность стиха, использование народно-поэтической образности, - Есенин рисует деревню, Русь светлыми красками ("Береза", "На плетнях висят баранки...", "Я пастух, мои палаты...").

"Лирическим чувствованием" проникнута вся поэзия Есенина. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Все богатство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели - дать читателю ощутить красоту и животворящую силу русской природы, в которой живет душа России.

Природа в стихах Есенина в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается и умирает, грустит и радуется. Природа у него не пейзажный фон, а любимый герой поэта. В создании образа природы Есенин опирается на опыт народной поэзии, обращаясь к многократному использованию развернутых олицетворений, метафор ("Отговорила роща золотая...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Заметался пожар голубой..."). Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эта цветовая гамма усиливала впечатление необъятности просторов России ("Гой ты, Русь моя родная..."). Один из важнейших элементов стиля поэзии Есенина - стремление к "овеществлению" образа ("ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве", "отговорила роща золотая березовым, веселым языком", "плачет метель, как цыганская скрипка").

Лирический герой Есенина - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений, мир его чувств, дум сложен и противоречив, характер полон драматизма. Облик поэзии Есенина изменяется под воздействием исторических событий, революция рождает иной образ родины.

Образ "кроткой Руси" в предреволюционные годы расширяется. В поэзии Есенина все чаще звучат мотивы тоски по утерянному раю ("Не бродить, не мять в кустах багряных", 1917; "Запели тесаные дроги", 1916; "В том краю, где желтая крапива", 1915; "Устал я жить в родном краю", 1915).

События 1917 года стали для Есенина сиволом духовного обновления жизни. В поэмах "Иорданская голубица", "Инония" (1918) звучит мотив оправдания революции как пути к новой вере. Следуя традиции русской и мировой поэзии, Есенин смело разрабатывает богоборческие мотивы, объявляя себя новым пророком, отразившим взгляды и чаяния многомиллионной крестьянской массы. Церковно-славянская лексика, библейский словарь ("Октоих", "Сельский часослов"), религиозные образы лишь "оболочка" чисто земных помыслов.

Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. В это время обостряется желание философского осмысления действительности. Проблема гибели старой жизни не укладывается в характеристику противоречий между "городом" и "деревней". В поэме "Сорокоуст" (1920), цикле "Москва кабацкая" (1924) отразилась глубоко личная трагедия, переживаемая Есениным - человеком и гражданином ("Исповедь хулигана", 1920).

В поэме "Черный человек" (1923-1925) Есенин, наследуя традиции Федора Достоевского, использует мотив "двойничества", раскрывающий нравственную борьбу между добром и злом в душе человека. Есенин как бы возвращается к изобразительной предметности ранней лирики, олицетворяя зло в образе Черного человека. Образ Черного человека не исчезает из сознания Есенина (не случайно в поэме трость, брошенная в черного человека, лишь разбивает зеркало), усиливаются мотивы тоски и одиночества, чуждости кипящей вокруг жизни ("Русь советская"). Образ родины воспринимался Есениным шире и глубже "октября и мая": он видел историческую миссию отечества не в утверждении новой идеологии, а в продолжении и развитии великих гуманистических традиций, которые впитала в себя Россия.

До сих пор не разрешена загадка ухода Есенина из жизни. По одной версии он покончил самоубийством, по другой - был насильственно умерщвлен.


Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество

Стихотворения поэта
  1. Зима
  2. Цветы
  3. Небесный барабанщик
  4. С добрым утром!
  5. Весна
  6. Берёза
  7. Я обманывать себя не стану
  8. Черемуха
  9. Мой путь
  10. Гой ты, Русь, моя родная

Стихотворения поэта по темам
Названия стихотворений поэта
Отрывки из стихотворений


Количество обращений к поэту: 44070





Последние стихотворения


Рейтинг@Mail.ru russian-poetry.ru@yandex.ru

Русская поэзия