![]() |
||
|
Русские поэты •
Биографии •
Стихи по темам
Случайное стихотворение • Случайная цитата Рейтинг русских поэтов • Рейтинг стихотворений Угадай автора стихотворения Переводы русских поэтов на другие языки |
|
Русская поэзия >> Иван Иванович Бахтин Иван Иванович Бахтин (1754-1818) Все стихотворения на одной странице Вор, похитивший часы Часы у госпожи в собрании заметя, И их себе присвоить метя, Один проворной вор, На выдумки быв скор, Искусно олухом на время притворился: Шед мимо госпожи, он будто зацепился, И будто невзначай, ей на ногу ступил; А боль ей учиня, часы удобней сбрил. Боярыня отнюдь того не помышляла, Что хитрость простота его в себе включала, И так она вскричала: «Болван! простак!» Но вор с усмешкою ответствовал без лести: «Я глуп не так, Как сколько делать вы изволите мне чести». Не ясно ли сей вор сказал, читатель, всем, Что часто плутовство мы глупостью зовем? * * * Готовясь свет оставить сей, Горюешь, не хотя расстаться ты с душей. Не плачь, не трать ты слез: чего тебе бояться? Души в тебе и нет: так с чем же расставаться? <1789> Завистник Завистливый всегда найдет, что охуждать, И к этому хочу я быль одну сказать; А может быть, что то и сказка; Но сказка ль, или нет, была бы то привязка, Когда бы точно кто хотел о том узнать. И так я времени на справки не теряю И к повести моей немедля приступаю. В каком-то городе, — а именно, в каком? — Никто меня, прошу, не спрашивай о том; В каком бы ни было, но статуя стояла, И мнилось, что ее Минерва изваяла. Но медь, иль серебро, или другой металл, Статуе редкой той существованье дал, Останемся о сем мы также без заботы: Довольно, что была отменныя работы. Однако ж рок, Который ко всему на свете сем жесток, И коего ничто не избежит удара, Судил, чтоб от пожара, Иль от другой какой беды, Красот статуи той закрылися следы. Горюют жители; но ко отраде им, Явился к ним Искусной вдруг художник. Нет нужды изъяснять, что не был то сапожник, И не был то портной; а изваятель был. Он поврежденную статую растопил И вновь из ней другую слил; Которая ничем явилася не хуже, Да и не хуже так, Что видеть ту же, В пей думал всяк. Все хвалят мастера, его всяк превозносит, Иной его обедать просит. Другой его дарит; Завистник лишь один с презреньем говорит: «Несмысленный народ легко всему дивится, Известно это всем; А я не вижу, чем Вновь Выезжий хитрец сей мог бы похвалиться, Когда к литыо металл От прежней статуи он взял. Змея-любимец С Лисицей говоря, сказал однажды Волк: "Смотри, кума, каков у нашего Льва толк! Змею он произвел в свои любимцы ныне. Не лучше ли тем быть большой какой скотине? Почто бы не избрать ему на то Слона? Тот ростом больше всех, притом и тверже силой..." -- "Ах! как же прост ты, кум мой милый! -- Сказала тут кума. -- Любимцем быть у Льва Слон дару не имеет: Он ползать не умеет". <1791> * * * Как будто за разбой вчерашнего дни, Фрол, Боярин твой тебя порол. Но ништо, плут, тебе! Ведь сек он не без дела; Ты чашку чаю нес, а муха в чай влетела. <1789> Кольцо и жернова Кто в свет родился туп, Тот сколько ни учись, но вечно будет глуп. А чтоб моим словам давали больше веры, Так надобны примеры. В старинны времена жил-был один отец, У коего был сын уж взрослый молодец; Но сын понятия имел гораздо мало, Что бедного отца чрезмерно сокрушало. Однако ж, наконец, По горевании, решился тот отец Отдать сынка в ученье. Он так сказал в себе: «О сын! я уморю, Иль в умницу тебя, конечно, претворю; А именно, отдам тебя я к штукарю». Что вздумал, то свершил; пришло сынку мученье. А как с старанием достигнуть льзя всего, То также и штукарь добился до того, Что начал понимать детина тот его. Штукарь то видя, продолжает, Глупца он принуждает, Насильно в голову познания кладёт И года через три сынка к отцу ведёт, Которого отцу надменно представляет И с сыном старика ученым поздравляет. Но чтоб то самое на деле доказать, То в руку что-нибудь велел отцу зажать; «А что такое то?» — спросил потом у сына. Детина Тут к делу приступил И вот задачу как решил: По многим вычисленьям, Вопросам, заключеньям, Сказал он, наконец, Что круглу вещь собою, В средине с пустотою, Имел в руке отец. Отца, что сын сказал, немало веселило, По той причине, что кольцо зажато было. Однако ж, дабы зреть, догадка какова Сверх всех наук в его любезном сыне, По имени велел он вещь назвать детине. Но что ж? — в ответ на те слова, Сказал сын: жернова. Охотник биться об заклад Старик, имевши сына, Которого любил, Приметил, что детина Охоч до споров был; А в спорах об заклад притом охотник биться. Худа охота та: ей можно разориться; За тем и немила Отцу его была. Старик сынку пеняет; Однако ж худо сын журбе его внимает. Но, наконец, всего терпения лишась, На все старик решась, Сажает сына в яму, То думая, что быть не можно столь упряму, Чтоб после и того Закладами б еще сын стал бесить его. И так он ямою исправить уповает; Но то позабывает, Что страсти строгостью не можно истребить, Что время лишь одно искусство то имеет, И что оно одно умеет Прямым наставником нам быть. Сидит неделю сын, сидит и две недели, И в яме молодцу Уже с водою хлеб гораздо надоели. Кричит оттоль к отцу: «О батюшка! Я всем, чем хочешь, поклянуся, Что в споры век ни с кем уж больше не пущуся, И об заклад ни с кем не буду биться я, Пожалуй, ты лишь вынь из пропасти меня!» Старик, поверивши, словам его внимает, И чтоб его достать, веревку опускает. Однако ж на тот раз Веревке тонкой быть случилось, У сына тот же час Сумненье родилось. Отцу представил он, Что очень не надёжно На тоненьком шнурке тащить из ямы вон; Отец же утверждал, что то исполнить можно Без всякого вреда; А сын в том настоял, что выйдет тут беда. И словом, наконец, пресильной спор родился. Но чем же тот их спор решился? Сынок, разгорячись, мгновенно позабылся; Кричал отцу: «Нельзя!.. порвется!.. и я рад О том, что быть беде, хоть биться об заклад!» Проповедник и Ростовщик Нравоучение полезно нам бывает, Сумнения в том нет; Но вот о чем вопрос идет: Нравоучению всегда ли отвечает Желаемый успех? А чтобы то узнать, посмотрим мы на тех, Чрезмерно кто влюблен, кто так же к картам страстен, Кто пьянствовать обык, кто, будучи несчастен, Отчаянью собой дозволил овладеть. Мне ж кажется мораль весьма зерну подобна, От коего, чтоб плод хозяину иметь, То ищет пусть земли, которая удобна. Но истину сию дабы мне доказать, Я притчу вздумал рассказать. Не знаю, было где, не помню то ж и году, Как сказывал один священник речь к народу; А речи темою он взял, Что сребролюбие — порок гнуснейший в мире, И в оной доказал, Как дважды два — четыре, Что грех велик, Когда чрезмерную кто лихву получает, И всякой ростовщик Спасенья тщетно чает; А слово окончав, доволен ритор мой, Пошел домой: Искусством он своим душевно веселился. На завтрее к попу нечаянно явился В дом некто из числа его духовных чад, Который, денежки имея И, как бы о себе, о ближних сожалея, Служил им часто, брав от них тройной заклад; А то творя отнюдь не ради роста, На месяц получал лишь пять копеек со ста. Он стал за проповедь попа благодарить, Вдобавок же еще и деньгами дарить, Прося, чтоб повторить О лихве слово потрудился. Поп, видя чудо то, немало удивился, От радости при том пришедши вне себя, Кащею возгласил: «О чадо! коль тебя Я мог на путь прямой наставить, Когда толико я успешно говорю, То слово повторю; Но деньги можешь ты себе, мой друг, оставить, Иль можешь бедным их раздать. Ах! мне ль во мзду что брать? Имею я за труд довольную награду, Когда мог возвратить погибшу овцу стаду И грешника изъял из мрежей сатаны». Нищей же со своей дивился стороны, Что поп его слова так худо понимает; А более всего, что денег не примает; И вот причину как он просьбы изъясняет: *Я повторением желаю произвесть, Чтобы в раскаянье товарищей привесть; И думаю, когда от промысла отстанут, Тогда уже мешать мне более не станут». <1790> Стансы. На счастие Один в богатстве счастье ставит, Другой в чинах его быть мнит; Победами себя тот славит, И счастье все лишь в славе чтит. В науках, в оны углубяся, Найти блаженство мнит иной; Иной, от света удаляся, Вменяет в счастие покой. Различно всяк из смертных мыслит, Сильвандр, когда напьется пьян, Тогда себя блаженным числит: Верх благ его - с вином стакан. Леандр за счастье почитает, Вельможа коль промолвил с ним; Нарциз же быть счастливым чает, Когда любуется кто им. А я все счастье поставляю В одной Констанции моей; Ей милым только быть желаю, И нет мне счастия без ней. Ее внимать мне разговоры, На свете больше нет утех, И чтоб ее зреть томны взоры, Сокровищ мне милее всех. Не променю ее лобзаний, На царский скипетр и венец. Она цель всех моих желаний, Начало мыслей и конец. 1789 Учёный и Служанка Соседская Служанка к Ученому пришла, Которого нашла Сидевша у камина. Зачем же тот Ее приход? А вот тому причина: Огонь был нужен ей. Ученый внутренне смеяться стал над ней, То видя, что огонь нести домой хотела, Однако ж ничего с собою не имела, Во что бы уголь положить. Она ж о том отнюдь не думала тужить И не заботилась нисколько: А только Простывшей на ладонь золы понабрала И уголь на нее горячий положила: И так она руки нимало не ожгла, А чтоб ловчей нести, золой еще прикрыла. Что видя, тот Ученый муж Чрезмерно удивился; А как ошибки им соделанной стыдился, То в ту ж Секунду он решился, Чтоб правило сие иметь ввиду всегда, Что презирать никем не должно никогда, И что такого нет простого человека, Который бы в теченье века, В удобной час, Чему-нибудь не научил бы нас. Халат Жан-Жак Руссо сказал в одной из книг своих: В халатах только мы все искренни бываем, И правду говорим; когда же надеваем Парадны платья мы, то лжем безбожно в них. Руссо то написал остро, умно и кстати, При том же, как писал, то видно, был в халате. * * * Чтоб было действие, должна быть и причина! Все филозофы то твердят согласно нам. Я прежде думал так и сам; Но гордость Клитова, кой малого толь чина, Незнатен предками, собою непригож, Посредственно умен, богат не слишком тож, Доказывает, что та аксиома -- ложь. <1789> Всего стихотворений: 12 Количество обращений к поэту: 5628 |
||
|
||
Русская поэзия - стихи известных русских поэтов |