|
Русские поэты •
Биографии •
Стихи по темам
Случайное стихотворение • Случайная цитата Рейтинг русских поэтов • Рейтинг стихотворений Угадай автора стихотворения Переводы русских поэтов на другие языки |
|
Стихотворения русских поэтов про города Италии на одной странице Addio, Napoli (Дмитрий Сергеевич Мережковский) Слабеет моря гул прощальный, Как сонный шепот Нереид, Напев далекий и печальный -- "Addio, Napoli" звучит... Как тихий жертвенник, дымится Везувий в светлой вышине, Огонь краснеет при луне, И белый дым над ним клубится... Мне бесконечно дорога Земля твоих цветущих склонов, Сорренто с рощами лимонов, О, золотые берега!.. Прохлада гротов -- в полдень жаркий, Где голубым огнем горит Волна, кидая на гранит Дрожащей влаги отблеск яркий, Где камни скрыл подводный мох, Где днем и ночью Океана В глубокой бездне слышен вздох, Подобный музыке органа. И в том, как шепчется трава, И в том, как плачет непогода, Хотел подслушать я, Природа, Твои сердечные слова! Искал я в ропоте потоков, Искал в тиши твоих ночей Еще не понятых намеков, Твоей души, твоих речей... Теперь ты кажешься мне сказкой, Сорренто! Север впереди... Но шепчет Юг с последней лаской: "Не уходи, не уходи!" Слабеет моря гул прощальный, Как сонный шепот Нереид, Напев далекий и печальный: "Addio, Napoli" звучит... 1891, Неаполь Болонья (Николай Степанович Гумилёв) Нет воды вкуснее, чем в Романье, Нет прекрасней женщин, чем в Болонье, В лунной мгле разносятся признанья, От цветов струится благовонье. Лишь фонарь идущего вельможи На мгновенье выхватит из мрака Между кружев розоватость кожи, Длинный ус, что крутит забияка. И его скорей проносят мимо, А любовь глядит и торжествует. О, как пахнут волосы любимой, Как дрожит она, когда целует. Но вино, чем слаще, тем хмельнее, Дама, чем красивей, тем лукавей, Вот уже уходят ротозеи В тишине мечтать о высшей славе. И они придут, придут до света С мудрой думой о Юстиниане К темной двери университета, Векового логовища знаний. Старый доктор сгорблен в красной тоге, Он законов ищет в беззаконьи, Но и он порой волочит ноги По веселым улицам Болоньи. В Вероне (Фёдор Алексеевич Червинский) (Из путевых эскизов) ...Вот он, угрюмый, почерневший дом; Здесь жил когда-то гордый Капулетти. Там - наверху - три темные окошка Над узенькою лентою балкона... То комната Джульетты. А сюда, Вот в этот сад, - преданье говорит, - По вечерам, когда спала Верона И воды Эча месяц серебрил, Плывя в лазури неба многозвездной, - Сюда Ромео юный приходил И поднимался к милому окну. Она к нему склонялася - и тихо Во мгле звучали робкие признанья. А там - за цепью сумрачных домов - Ее могила... Пусть всё это сказка, - Ты, гордая действительность, давно Не зажигала сладкого волненья... Над мраморного урной я стоял, И чудилось - передо мной вставала Тень кроткая избранницы Ромео, Тревожная вставала - и звала... И слышались мне звуки слов забытых, Печальные, как жалоба... "Уж если, Signore, кто в Верону попадет, - Сейчас сюда, к гробнице. А и то: Быть может, здесь, под этой урной, нет Джульетты Капулетти, да и вряд ли Жила она на свете..." И несносно Забормотал упрямый чичероне, Что есть у них, в Вероне, и дворцы, И монументы пышные - не то что Простая, одинокая могила... <1893> В Помпее (Фёдор Алексеевич Червинский) (Из путевых эскизов) Вот он, мертвый город. По руинам пыльным Бродят жадно взоры. Жутко... Мысль немеет... Воскресают тени сумрачные; веет От домов пустынных холодом могильным. Мы идем гурьбою; с чичероне рядом Англичанка - с книжкой, с недовольным взглядом, С желтыми кудрями, строгою осанкой, С зонтиком и мопсом; а за англичанкой Тучных два монаха с алыми губами, С темными, как вишни, влажными глазами, Развлекаясь чинно тихим разговором, Созерцают форум благосклонным взором. Нет, скорее к морю! Лучше одиноко Завтра поброжу здесь, вызывая тени... Вот уж и ворота, серые ступени, Узкая дорожка - и уж видит око, Как смеются, пенясь, голубые воды, Как в ответ смеются блещущие своды Радостного неба... В золотом загаре, Улыбаясь морю, спит Кастелламаре, А направо - слабо различают взоры - За пустыней влаги, тихой и прозрачной, Радостный Неаполь, зелень рощ и горы, И усталый мститель, сам Везувий мрачный... Спит он, но всё ближе грозные мгновенья: Отдохнет он, старый, - из могучей груди Рев глухой раздастся... Миг один смятенья - И застынут в лаве пестрые селенья, Где беспечно ныне копошатся люди... Гаснет день лучистый. Песен слышны звуки... Я присел на камень. На песчаном склоне, Разметав широко бронзовые руки, Полуобнаженный, дремлет ладзарони, Дремлет, сладко нежась да на солнце млея... Что ему Везувий! Что ему Помпея!.. <1894> Венецианская ночь (Иван Иванович Козлов) Фантазия П.А. Плетневу Ночь весенняя дышала Светло-южною красой; Тихо Брента - протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов. Свод лазурный, томный ропот Чуть дробимыя волны, Померанцев, миртов шепот И любовный свет луны, Упоенья аромата И цветов и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав - Всё вливает тайно радость, Чувствам снится дивный мир, Сердце бьется, мчится младость На любви весенний пир; По водам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком. Что же, что не видно боле Над игривою рекой В светло-убранной гондоле Той красавицы младой, Чья улыбка, образ милый Волновали все сердца И пленяли дух унылый Исступленного певца? Нет ее: она тоскою В замок свой удалена; Там живет одна с мечтою, Тороплива и мрачна. Не мила ей прелесть ночи, Не манит сребристый ток, И задумчивые очи Смотрят томно на восток. Но густее тень ночная; И красот цветущий рой, В неге страстной утопая, Покидает пир ночной. Стихли пышные забавы, Всё спокойно на реке, Лишь Торкватовы октавы Раздаются вдалеке. Вот прекрасная выходит На чугунное крыльцо; Месяц бледно луч наводит На печальное лицо; В русых локонах небрежных Рисовался легкий стан, И на персях белоснежных Изумрудный талисман! Уж в гондоле одинокой К той скале она плывет, Где под башнею высокой Море бурное ревет. Там певца воспоминанье В сердце пламенном живей, Там любви очарованье С отголоском прежних дней. И в мечтах она внимала, Как полночный вещий бой Медь гудящая сливала С вечно-шумною волной. Не мила ей прелесть ночи, Душен свежий ветерок, И задумчивые очи Смотрят томно на восток. Тучи тянутся грядою, Затмевается луна; Ясный свод оделся мглою; Тма внезапная страшна. Вдруг гондола осветилась, И звезда на высоте По востоку покатилась И пропала в темноте. И во тме с востока веет Тихогласный ветерок; Факел дальний пламенеет, - Мчится по морю челнок. В нем уныло молодая Тень знакомая сидит, Подле арфа золотая, Меч под факелом блестит. Не играйте, не звучите, Струны дерзкие мои: Славной тени не гневите!.. О! свободы и любви Где же, где певец чудесный? Иль его не сыщет взор? Иль угас огонь небесный, Как блестящий метеор? <1825> Венеция (Алексей Николаевич Апухтин) 1 В развалинах забытого дворца Водили нас две нищие старухи, И речи их лилися без конца. "Синьоры, словно дождь среди засухи, Нам дорог ваш визит; мы стары, глухи И не пленим вас нежностью лица, Но радуйтесь тому, что нас узнали: Ведь мы с сестрой последние Микьяли. 2 Вы слышите: Микьяли... Как звучит! Об нас не раз, конечно, вы читали, Поэт о наших предках говорит, Историк их занес в свои скрижали, И вы по всей Италии едва ли Найдете род, чтоб был так знаменит. Так не были богаты и могучи Ни Пезаро, ни Фоскари, ни Пучи... 3 Ну, а теперь наш древний блеск угас. И кто же разорил нас в пух? - Ребенок! Племянник Гаэтано был у нас, Он поручен нам был почти с пеленок; И вырос он красавцем: строен, тонок... Как было не прощать его проказ! А жить он начал уже слишком рано... Всему виной племянник Гаэтано. 4 Анконские поместья он спустил, Палаццо продал с статуями вместе, Картины пропил, вазы перебил, Брильянты взял, чтоб подарить невесте, А проиграл их шулерам в Триесте. А впрочем, он прекрасный малый был, Характера в нем только было мало... Мы плакали, когда его не стало. 5 Смотрите, вот висит его портрет С задумчивой, кудрявой головою: А вот над ним - тому уж много лет,- С букетами в руках и мы с сестрою. Тогда мы обе славились красою, Теперь, увы... давно пропал и след От прошлого... А думается: все же На нас теперь хоть несколько похоже. 6 А вот Франческо... С этим не шути, В его глазах не сыщешь состраданья: Он заседал в Совете десяти, Ловил, казнил, вымучивал признанья, За то и сам под старость, в наказанье, Он должен был тяжелый крест нести: Три сына было у него,- все трое Убиты в роковом Лепантском бое. 7 Вот в мантии старик, с лицом сухим: Антонио... Мы им гордиться можем: За доброту он всеми был любим, Сенатором был долго, после дожем, Но, ревностью, как демоном, тревожим, К жене своей он был неумолим! Вот и она, красавица Тереза: Портрет ее - работы Веронеза - 8 Так, кажется, и дышит с полотна... Она была из рода Морозини... Смотрите, что за плечи, как стройна, Улыбка ангела, глаза богини, И хоть молва нещадна,- как святыни, Терезы не касалася она. Ей о любви никто б не заикнулся, Но тут король, к несчастью, подвернулся. 9 Король тот Генрих Третий был. О нем В семействе нашем памятно преданье, Его портрет мы свято бережем. О Франции храня воспоминанье, Он в Кракове скучал как бы в изгнаньи И не хотел быть польским королем. По смерти брата, чуя трон побольше, Решился он в Париж бежать из Польши. 10 Дорогой к нам Господь его привел. Июльской ночью плыл он меж дворцами, Народ кричал из тысячи гондол, Сливался пушек гром с колоколами, Венеция блистала вся огнями. В палаццо Фоскарини он вошел... Все плакали: мужчины, дамы, дети... Великий государь был Генрих Третий! 11 Республика давала бал гостям... Король с Терезой встретился на бале. Что было дальше - неизвестно нам, Но только мужу что-то насказали, И он, Терезу утопив в канале, Венчался снова в церкви Фрари, там, Где памятник великого Кановы... Но старику был брак несчастлив новый". 12 И длился об Антонио рассказ, О бедствиях его второго брака... Но начало тянуть на воздух нас Из душных стен, из плесени и мрака... Старухи были нищие,- однако От денег отказались и не раз Нам на прощанье гордо повторяли: "Да, да,- ведь мы последние Микьяли!" 13 Я бросился в гондолу и велел Куда-нибудь подальше плыть. Смеркалось... Канал в лучах заката чуть блестел, Дул ветерок, и туча надвигалась. Навстречу к нам гондола приближалась, Под звук гитары звучный тенор пел, И громко раздавались над волнами Заветные слова: dimmi che m'ami. {*} 14 Венеция! Кто счастлив и любим, Чья жизнь лучом сочувствия согрета, Тот, подойдя к развалинам твоим, В них не найдет желанного привета. Ты на призыв не дашь ему ответа, Ему покой твой слишком недвижим, Твой долгий сон без жалоб и без шума Его смутит, как тягостная дума. 15 Но кто устал, кто бурей жизни смят, Кому стремиться и спешить напрасно, Кого вопросы дня не шевелят, Чье сердце спит бессильно и безгласно, Кто в каждом дне грядущем видит ясно Один бесцельный повторений ряд,- Того с тобой обрадует свиданье... И ты пришла! И ты - воспоминанье!.. 16 Когда больная мысль начнет вникать В твою судьбу былую глубже, шире, Она не дожа будет представлять, Плывущего в короне и порфире, А пытки, казни, мост Dei Sospiri - Все, все, на чем страдания печать... Какие тайны горя и измены Хранят безмолвно мраморные стены!.. 17 Как был людьми глубоко оскорблен, Какую должен был понесть потерю, Кто написал, в темнице заключен Без окон и дверей, подобно зверю: "Спаси Господь от тех, кому я верю,- От тех, кому не верю, я спасен!" Он, может быть, великим был поэтом,- История твоя в двустишьи этом! 18 Страданья чашу выпивши до дна, Ты снова жить, страдать не захотела, В объятьях заколдованного сна, В минувшем блеске ты окаменела: Твой дож пропал, твой Марк давно без дела Твой лев не страшен, площадь не нужна, В твоих дворцах пустынных дышит тленье... Везде покой, могила, разрушенье... 19 Могила!.. да! но отчего ж порой Ты хороша, пленительна, могила? Зачем она увядшей красотой Забытых снов так много воскресила, Душе напомнив, что в ней прежде жило? Ужель обманчив так ее покой? Ужели сердцу суждено стремиться, Пока оно не перестанет биться?.. 20 Мы долго плыли... Вот зажглась звезда, Луна нас обдала потоком света; От прежней тучи нет теперь следа, Как ризой, небо звездами одето. "Джузеппе! Пеппо!" - прозвучало где-то.. Все замерло: и воздух и вода. Гондола наша двигалась без шума, Налево берег Лидо спал угрюмо. 21 О, никогда на родине моей В года любви и страстного волненья Не мучили души моей сильней Тоска по жизни, жажда увлеченья! Хотелося забыться на мгновенье, Стряхнуть былое, высказать скорей Кому-нибудь, что душу наполняло... Я был один, и все кругом молчало... 22 А издали, луной озарена, Венеция, средь темных вод белея, Вся в серебро и мрамор убрана, Являлась мне как сказочная фея. Спускалась ночь, теплом и счастьем вея; Едва катилась сонная волна, Дрожало сердце, тайной грустью сжато, И тенор пел вдали "О, sol beato"... {**} * Скажи мне, что любишь меня (ит.) ** О, прекрасное солнце (ит.) Венеция (Максимилиан Александрович Волошин) Венеция — сказка. Старинные зданья Горят перламутром в отливах тумана. На всём бесконечная грусть увяданья Осенних тонов Тициана. Венеция (Фёдор Иванович Тютчев) Дож Венеции свободной Средь лазоревых зыбей, Как жених порфирородный, Достославно, всенародно Обручался ежегодно С Адриатикой своей. И недаром в эти воды Он кольцо свое бросал: Веки целые, не годы (Дивовалися народы), Чудный перстень воеводы Их вязал и чаровал... И чета в любви и мире Много славы нажила — Века три или четыре, Все могучее и шире, Разрасталась в целом мире Тень от львиного крыла. А теперь? В волнах забвенья Сколько брошенных колец!.. Миновались поколенья,— Эти кольца обрученья, Эти кольца стали звенья Тяжкой цепи наконец!.. <1850> Венеция (Николай Иванович Кроль) Анне Алексеевне Кудрявцевой Дул южный ветерок теплом и ароматом Благословенных нив; Полуденных лучей облитый ярким златом, Спал голубой залив. Как лебедь, распустив свой парус розоватый, Летел наш пароход; И лентою вдали виднелась полосатой Венеция из вод. Огнями всех цветов над ними разрисован, Был тепел небосклон; Картиной южною впервые околдован, Я погружался в сон. И всё, что от новелл мне память сохраняла С ребяческих годов, В волшебных образах неслось и оживало: И ревность и любовь, Подкупленный кинжал и неподкупной ласки Весь женский, южный взрыв; И ночи, и луна, и факелы и маски, - Риальто и залив. Вот, вот послышалась призывная гитара. Условный встречи час! Чу! скрыпнуло окно, и засветилась пара Во мраке черных глаз. Вот, ручкой выброшен проворной из окошка В гондолу, шнур повис; И цепкая по нем венецианки ножка Бежит по петлям вниз. О, как, баюкаем всё грезою прекрасной, Хотел тогда скорей Я как любовницу узреть любовник страстный Красавицу морей. Дул снова ветерок теплом и ароматом Благословенных нив; Полуденных лучей облитый ярким златом, Опять дремал залив. Летели мы; едва лишь чайка успевала За легкою кормой; Венеция вдали за нами исчезала, Мне снился сон иной: Я слышал звук цепей, и ига бич упорно Свистал, смущая слух, И мнилось: да ужель ты умер здесь позорно Навек, народа дух! И девам не сплетать венков из листьев лавра! И не придет Тезей, Который выхватит из пасти минотавра Красавицу морей! <1860> Венеция (Анна Андреевна Ахматова) Золотая голубятня у воды, Ласковой и млеюще зеленой; Заметает ветерок соленый Черных лодок узкие следы. Сколько нежных, странных лиц в толпе. В каждой лавке яркие игрушки: С книгой лев на вышитой подушке, С книгой лев на мраморном столбе. Как на древнем, выцветшем холсте, Стынет небо тускло-голубое, Но не тесно в этой тесноте И не душно в сырости и зное. Венеция (Каролина Карловна Павлова) Паров исчезло покрывало,- Плывем.- Еще ли не видна? Над ровною чертою вала Там словно что-то засияло, Нырнув из моря.- Вот она! Зыбь вкруг нее играет ярко; Земли далеки берега; К нам грузная подходит барка, Вот куполы святого Марка, Риальта чудная дуга. И гордые прокурации Стоят, как будто б корабли Властителям блажной стихии И ныне дани Византии Толпой усердною несли. Свой горький жребий забывая, Царица пленная морей, Облитая лучами мая, Глядится, женщина прямая, В волне сверкающей своей. Венеция (Михаил Юрьевич Лермонтов) 1 Поверхностью морей отражена, Богатая Венеция почила, Сырой туман дымился, и луна Высокие твердыни осребрила. Чуть виден бег далекого ветрила, Студеная вечерняя волна Едва шумит вод веслами гондолы И повторяет звуки баркаролы. 2 Мне чудится, что это ночи стон, Как мы, своим покоем недовольной, Но снова песнь! и вновь гитары звон! О, бойтеся, мужья, сей песни вольной. Советую, хотя мне это больно, Не выпускать красавиц ваших, жен; Но если вы в сей миг неверны сами, Тогда, друзья! да будет мир меж вами! 3 И мир с тобой, прекрасный Чичизбей, И мир с тобой, лукавая Мелина. Неситеся по прихоти морей, Любовь нередко бережет пучина; Хоть и над морем царствует судьбина, Гонитель вечный счастливых людей, Но талисман пустынного лобзанья Уводит сердца темные мечтанья. 4 Рука с рукой, свободу дав очам, Сидят в ладье и шепчут меж собою; Она вверяет месячным лучам Младую грудь с пленительной рукою, Укрытые досель под епанчою, Чтоб юношу сильней прижать к устам; Меж тем вдали, то грустный, то веселый, Раздался звук обычной баркаролы: Как в дальнем море ветерок, Свободен вечно мой челнок; Как речки быстрое русло, Не устает мое весло. Гондола по воде скользит, А время по любви летит; Опять сравняется вода, Страсть не воскреснет никогда. 1830-1831 Венеция (Николай Степанович Гумилёв) Поздно. Гиганты на башне Гулко ударили три. Сердце ночами бесстрашней. Путник, молчи и смотри. Город, как голос наяды, В призрачно-светлом былом, Кружев узорней аркады, Воды застыли стеклом. Верно, скрывают колдуний Завесы черных гондол Там, где огни на лагуне — Тысячи огненных пчел. Лев на колонне, и ярко Львиные очи горят, Держит Евангелье Марка, Как серафимы, крылат. А на высотах собора, Где от мозаики блеск, Чу, голубиного хора Вздох, воркованье и плеск. Может быть, это лишь шутка, Скал и воды колдовство, Марево? Путнику жутко, Вдруг... никого, ничего? Крикнул. Его не слыхали, Он, оборвавшись, упал В зыбкие, бледные дали Венецианских зеркал. <Март 1913> Венеция (Валерий Яковлевич Брюсов) Почему под солнцем юга в ярких красках и цветах, В формах выпукло-прекрасных представал пред взором прах? Здесь - пришлец я, но когда-то здесь душа моя жила. Это понял я, припомнив гондол черные тела. Это понял, повторяя Юга полные слова, Это понял, лишь увидел моего святого Льва! От условий повседневных жизнь свою освободив, Человек здесь стал прекрасен и как солнце горделив. Он воздвиг дворцы в лагуне, сделал дожем рыбака, И к Венеции безвестной поползли, дрожа, века. И доныне неизменно все хранит здесь явный след Прежней дерзости и мощи, над которой смерти нет. Венеция (Дмитрий Сергеевич Мережковский) Посвящается С. Н. Р. Прощай, Венеция! Твой Ангел блещет ярко На башне городской, и отдаленный звон Колоколов Святого Марка Несется по воде, как чей-то тихий стон. Люблю твой золотой, твой мраморный собор, На сон, на волшебство, на вымысел похожий, Народной площади величье и простор И сумрак галерей в палаццо древних Дожей, Каналы узкие под арками мостов И ночью в улице порою звук несмелый Ускоренных шагов; Люблю я мрамор почернелый Твоих покинутых дворцов, Мадонны образок с лампадой одинокой Над сваями, в немых лагунах Маломокко, Где легче воздуха прозрачная вода: Она живет, горит, и дышит, и синеет, И, словно птица, в ней гондола, без следа, Без звука, – черная, таинственная реет. 1891 Венеция (К.Р. (Константин Романов)) I Надпись к картине С какою кроткостью и скорбью нежной Пречистая взирает с полотна! Грядущий час печали неизбежной Как бы предчувствует Она! К груди Она Младенца прижимает И Им любуется, о Нем грустя... Как Бог, Он взором вечность проницает И беззаботен, как дитя! Гмунден 20 мая 1882 II Баркарола Плыви, моя гондола, Озарена луной, Раздайся, баркарола, Над сонною волной. Настроена гитара: О, друг, я в честь твою Всего земного шара Все песни пропою! Смотри, уж на Пьяццетте Потушены огни, При ярком лунном свете С тобою мы одни. Замолкли серенады, И ставни заперты, - Среди ночной прохлады Не спим лишь я да ты. До Лидо не далеко, Мы быстро доплывем; Там море так широко Раскинулось кругом; Там месяц волны любит: Смотри, как с вышины Лучами он голубит Морские глубины. Там, в голубом просторе, В лазоревой дали Забудем мы и горе, И бедствия земли. Пусть звуки поцелуя Подслушает волна, И, как тебя люблю я, Пусть подглядит луна! Гмунден 24 мая 1882 III Мост вздохов Под мостом вздохов проплывала Гондола позднею порой, И в бледном сумраке канала Раздумье овладело мной. Зачем таинственною сенью Навис так мрачно этот свод? Зачем такой зловещей тенью Под этим мостом обдает? Как много вздохов и стенаний, Должно быть, в прежние года Слыхали стены этих зданий И эта мутная вода! Могли б поведать эти своды, Как в дни жестокой старины, Бывало, оглашались воды Паденьем тела с вышины; И волн, и времени теченье Спешило тело унести: То были жертвы отомщенья Совета Трех и Десяти... Но не болтливы стен каменья, Не разговорчива вода, И лишь в одном воображенье Встают минувшие года. Безмолвна мраморная арка, Безмолвен сумрачный канал... Крылатый лев Святого Марка Сном вековечным задремал. Штутгарт 4 июня 1882 IV Скользила гондола моя над волной Морского широкого лона. Заката малиновый луч надо мной Румянил лазурь небосклона. Жемчужные сверху ряды облаков Гляделись в спокойное море, И слышался бой отдаленный часов, Теряясь в безбрежном просторе. Желанием сладостным, нежной тоской Душа изнывала и млела: Хотелося слиться с волной голубой, Лететь выше неба предела; Хотелось угаснуть, как луч золотой, Застыть, как те звуки в просторе, - Хотелось объять ненасытной душой Все небо и целое море! Стрельна 12 июля 1882 V Помнишь, порою ночною Наша гондола плыла, Мы любовались луною, Всплескам внимая весла. Помнишь, безмолвно дремала Тихим Венеция сном, В сонные воды канала Звезды гляделись кругом. Мимо палаццо мы дожей, Мимо Пьяццетты колонн Плыли с тобою... О, Боже, Что за чарующий сон! Искрились волны лагуны... Где-то в дали голубой Плакали нежные струны, - Пел гондольер молодой; Пел он про месяц и море, Про голубую волну, Пел про блаженство и горе. Пел про любовь и весну. Дивная песнь навевала Грезы блаженной любви, В душу она проникала, Страсть разжигала в крови... Помнишь, порою ночною Тихо гондола плыла, Мы любовались луною... О, что за ночь то была! Красное Село 28 июля 1882 VI На площади Святого Марка, Где вьются стаи голубей, Где меж бесчисленных колонн за аркой арка Пленяют взор каймой узорчатой своей, Остановился я... Уж угасал, бледнея, Тревожный, суетливый день; С безоблачных небес, таинственно синея, На землю сонную спускалась ночи тень; И колокола благовест унылый Сзывал к вечерне христиан. Меня Влекло неведомою силой К старинному собору, чтобы дня Забыть и шум, и утомленье. Благоговейного исполнен умиленья, Переступил святыни я порог... Лампады теплились, дымилися кадила, И сумрачная мгла, казалось, говорила: Здесь соприсутствует нам Бог! - И стал молиться я спокойный и безмолвный. Орган откуда-то с незримой вышины Звучал торжественно, и стройных звуков волны Лилися среди мертвой тишины. В них слышались и слезы, и стенанья, Скорбь за утраченные небеса, И неземные воздыханья, И райских песен голоса. Прозрачный, легкий дым каждений благовонных, Струясь вкруг мраморных столбов, Скользя по плитам стен, вдоль сводов закопченных, Вился и таял в мраке куполов, Молитвой и веками освященных. И лики строгие угодников святых Со злата греческой мусии Глядели на меня... И о родных Иконах матушки России Невольно вспомнил я тогда; Моя душа крылатою мечтою Перенеслась на родину, туда, На север, где теперь, согретая весною, Душистая черемуха цветет, Благоухают пышные сирени, И песни соловей поет... В уме столпилось столько впечатлений!.. И вздохом я вздохнул таким, Каким вздохнуть один лишь Русский может, Когда его тоска по родине изгложет Недугом тягостным своим. Венеция, 19 апреля 1885 Венеция (Александр Александрович Блок) 1 С ней уходил я в море, С ней покидал я берег, С нею я был далёко, С нею забыл я близких... О, красный парус В зеленой да'ли! Черный стеклярус На темной шали! Идет от сумрачной обедни, Нет в сердце крови... Христос, уставший крест нести... Адриатической любови - Моей последней - Прости, прости! 9 мая 1909 2 Евг. Иванову Холодный ветер от лагуны. Гондол безмолвные гроба. Я в эту ночь - больной и юный - Простерт у львиного столба. На башне, с песнию чугунной, Гиганты бьют полночный час. Марк утопил в лагуне лунной Узорный свой иконостас. В тени дворцовой галлереи, Чуть озаренная луной, Таясь, проходит Саломея С моей кровавой головой. Всё спит - дворцы, каналы, люди, Лишь призрака скользящий шаг, Лишь голова на черном блюде Глядит с тоской в окрестный мрак. Август 1909 3 Слабеет жизни гул упорный. Уходит вспять прилив забот. И некий ветр сквозь бархат черный О жизни будущей поет. Очнусь ли я в другой отчизне, Не в этой сумрачной стране? И памятью об этой жизни Вздохну ль когда-нибудь во сне? Кто даст мне жизнь? Потомок дожа, Купец, рыбак, иль иерей В грядущем мраке делит ложе С грядущей матерью моей? Быть может, венецейской девы Канцоной нежной слух пленя, Отец грядущий сквозь напевы Уже предчувствует меня? И неужель в грядущем веке Младенцу мне - велит судьба Впервые дрогнувшие веки Открыть у львиного столба? Мать, что' поют глухие струны? Уж ты мечтаешь, может быть, Меня от ветра, от лагуны Священной шалью оградить? Нет! Всё, что есть, что было, - живо! Мечты, виденья, думы - прочь! Волна возвратного прилива Бросает в бархатную ночь! 26 августа 1909 Венеция (Борис Леонидович Пастернак) Я был разбужен спозаранку Щелчком оконного стекла. Размокшей каменной баранкой В воде Венеция плыла. Все было тихо, и, однако, Во сне я слышал крик, и он Подобьем смолкнувшего знака Еще тревожил небосклон. Он вис трезубцем Скорпиона Над гладью стихших мандолин И женщиною оскорбленной, Быть может, издан был вдали. Теперь он стих и черной вилкой Торчал по черенок во мгле. Большой канал с косой ухмылкой Оглядывался, как беглец. Туда, голодные, противясь, Шли волны, шлендая с тоски, И гондолы* рубили привязь, Точа о пристань тесаки. Вдали за лодочной стоянкой В остатках сна рождалась явь. Венеция венецианкой Бросалась с набережных вплавь. * В отступление от обычая восстанавливаю итальянское ударение - П. 1913, 1928 Венеция (Восемь лет в Венеции я не был...) (Иван Алексеевич Бунин) Восемь лет в Венеции я не был... Всякий раз, когда вокзал минуешь И на пристань выйдешь, удивляет Тишина Венеции, пьянеешь От морского воздуха каналов. Эти лодки, барки, маслянистый Блеск воды, огнями озаренной, А за нею низкий ряд фасадов Как бы из слоновой грязной кости, А над ними синий южный вечер, Мокрый и ненастный, но налитый Синевою мягкою, лиловой, - Радостно все это было видеть! Восемь лет... Я спал в давно знакомой Низкой, старой комнате, под белым Потолком, расписанным цветами. Утром слышу, - колокол: и звонко И певуче, но не к нам взывает Этот чистый одинокий голос, Голос давней жизни, от которой Только красота одна осталась! Утром косо розовое солнце Заглянуло в узкий переулок, Озаряя отблеском от дома, От стены напротив - и опять я Радостную близость моря, воли Ощутил, увидевши над крышей, Над бельем, что по ветру трепалось, Облаков сиреневые клочья В жидком, влажно-бирюзовом небе. А потом на крышу прибежала И белье снимала, напевая, Девушка с раскрытой головою, Стройная и тонкая... Я вспомнил Капри, Грациэллу Ламартина... Восемь лет назад я был моложе, Но не сердцем, нет, совсем не сердцем! В полдень, возле Марка, что казался Патриархом Сирии и Смирны, Солнце, улыбаясь в светлой дымке, Перламутром розовым слепило. Солнце пригревало стены Дожей, Площадь и воркующих, кипящих Сизых голубей, клевавших зерна Под ногами щедрых форестьеров. Все блестело - шляпы, обувь, трости, Щурились глаза, сверкали зубы, Женщины, весну напоминая Светлыми нарядами, раскрыли Шелковые зонтики, чтоб шелком Озаряло лица... В галерее Я сидел, спросил газету, кофе И о чем-то думал... Тот, кто молод, Знает, что он любит. Мы не знаем - Целый мир мы любим... И далеко, За каналы, за лежавший плоско И сиявший в тусклом блеске город, За лагуны Адрии зеленой, В голубой простор глядел крылатый Лев с колонны. В ясную погоду Он на юге видит Апеннины, А на сизом севере - тройные Волны Альп, мерцающих над синью Платиной горбов своих ледяных... Вечером - туман, молочно-серый, Дымный, непроглядный. И пушисто Зеленеют в нем огни, столбами Фонари отбрасывают тени. Траурно Большой канал чернеет В россыпи огней, туманно-красных, Марк тяжел и древен. В переулках - Слякоть, грязь. Идут посередине, - В опере как будто. Сладко пахнут Крепкие сигары. И уютно В светлых галереях - ярко блещут Их кафе, витрины. Англичане Покупают кружево и книжки С толстыми шершавыми листами, В переплетах с золоченой вязью, С грубыми застежками... За мною Девочка пристряла - все касалась До плеча рукою, улыбаясь Жалостно и робко: «Mi d'un soldo!»* Долго я сидел потом в таверне, Долго вспоминал ее прелестный Жаркий взгляд, лучистые ресницы И лохмотья... Может быть, арабка? Ночью, в час, я вышел. Очень сыро, Но тепло и мягко. На пьяцетте Камни мокры. Нежно пахнет морем, Холодно и сыро вонью скользких Темных переулков, от канала - Свежестью арбуза. В светлом небе Над пьяцеттой, против папских статуй На фасаде церкви - бледный месяц: То сияет, то за дымом тает, За осенней мглой, бегущей с моря. «Не заснул, Энрико?» - Он беззвучно, Медленно на лунный свет выводит Длинный черный катафалк гондолы, Чуть склоняет стан - и вырастает, Стоя на корме ее... Мы долго Плыли в узких коридорах улиц, Между стен высоких и тяжелых... В этих коридорах - баржи с лесом, Барки с солью: стали и ночуют. Под стенами - сваи и ступени, В плесени и слизи. Сверху - небо, Лента неба в мелких бледных звездах... В полночь спит Венеция, - быть может, Лишь в притонах для воров и пьяниц, За вокзалом, светят щели в ставнях, И за ними глухо слышны крики, Буйный хохот, споры и удары По столам и столикам, залитым Марсалой и вермутом... Есть прелесть В этой поздней, в этой чадной жизни Пьяниц, проституток и матросов! «Но amato, amo, Desdemona»,** - Говорит Энрико, напевая, И, быть может, слышит эту песню Кто-нибудь вот в этом темном доме - Та душа, что любит... За оградой Вижу садик; в чистом небосклоне - Голые, прозрачные деревья, И стеклом блестят они, и пахнет Сад вином и медом... Этот винный Запах листьев тоньше, чем весенний! Молодость груба, жадна, ревнива, Молодость не знает счастья - видеть Слезы на ресницах Дездемоны, Любящей другого... Вот и светлый Выход в небо, в лунный блеск и воды! Здравствуй, небо, здравствуй, ясный месяц, Перелив зеркальных вод и тонкий Голубой туман, в котором сказкой Кажутся вдали дома и церкви! Здравствуйте, полночные просторы Золотого млеющего взморья И огни чуть видного экспресса, Золотой бегущие цепочкой По лагунам к югу! * Дай мне сольдо! (итал.). ** Я любил, люблю, Дездемона (итал.). Венеция (Колоколов средневековый) (Иван Алексеевич Бунин) Колоколов средневековый Певучий зов, печаль времен, И счастье жизни вечно новой, И о былом счастливый сон. И чья-то кротость, всепрощенье И утешенье: все пройдет! И золотые отраженья Дворцов в лазурном глянце вод. И дымка млечного опала, И солнце, смешанное с ним, И встречный взор, и опахало, И ожерелье из коралла Под катафалком водяным. Веницейская жизнь (Осип Эмильевич Мандельштам) Веницейской жизни, мрачной и бесплодной, Для меня значение светло. Вот она глядит с улыбкою холодной В голубое дряхлое стекло. Тонкий воздух кожи, синие прожилки, Белый снег, зеленая парча. Всех кладут на кипарисные носилки, Сонных, теплых вынимают из плаща. И горят, горят в корзинах свечи, Словно голубь залетел в ковчег. На театре и на праздном вече Умирает человек. Ибо нет спасенья от любви и страха, Тяжелее платины Сатурново кольцо, Черным бархатом завешенная плаха И прекрасное лицо. Тяжелы твои, Венеция, уборы, В кипарисных рамах зеркала. Воздух твой граненый. В спальне тают горы Голубого дряхлого стекла. Только в пальцах - роза или склянка, Адриатика зеленая, прости! Что же ты молчишь, скажи, венецианка, Как от этой смерти праздничной уйти? Черный Веспер в зеркале мерцает, Все проходит, истина темна. Человек родится, жемчуг умирает, И Сусанна старцев ждать должна.21 октября 1920 г. Осип Мандельштам читал эти стихи в Союзе поэтов на Литейной. А. Блок записал в своем дневнике: «Гвоздь вечера — И. Мандельштам. Постепенно привыкаешь, «жидочек» прячется, виден артист. Его стихи возникают из снов — очень своеобразных, лежащих в областях искусства только. Гумилев определяет его путь: от иррационального к рациональному (противоположность моему). Его «Венеция» (полный текст сообщен А. Л. Гришуниным). В Италии Мандельштам был дважды, и оба раза — очень коротко, в августе 1908 и в начале 1910 г. 1920 Генуя (Николай Степанович Гумилёв) В Генуе, в палаццо дожей Есть старинные картины, На которых странно схожи С лебедями бригантины. Возле них, сойдясь гурьбою, Моряки и арматоры Все ведут между собою Вековые разговоры, С блеском глаз, с усмешкой важной, Как живые, неживые… От залива ветер влажный Спутал бороды седые. Миг один, и будет чудо; Вот один из них, смелея, Опросит: — «Вы синьор, откуда, Из Ливорно иль Пирея? «Если будете в Брабанте, Там мой брат торгует летом, Отвезите бочку кьянти От меня ему с приветом». Данте в Венеции (Валерий Яковлевич Брюсов) По улицам Венеции, в вечерний Неверный час, блуждал я меж толпы, И сердце трепетало суеверней. Каналы, как громадные тропы, Манили в вечность; в переменах тени Казались дивны строгие столпы, И ряд оживших призрачных строений Являл очам, чего уж больше нет, Что было для минувших поколений. И, словно унесенный в лунный свет, Я упивался невозможным чудом, Но тяжек был мне дружеский привет... В тот вечер улицы кишели людом, Во мгле свободно веселился грех, И был весь город дьявольским сосудом. Бесстыдно раздавался женский смех, И зверские мелькали мимо лица... И помыслы разгадывал я всех. Но вдруг среди позорной вереницы Угрюмый облик предо мной возник. Так иногда с утеса глянут птицы,- То был суровый, опаленный лик. Не мертвый лик, но просветленно-страстный. Без возраста - не мальчик, не старик. И жалким нашим нуждам не причастный, Случайный отблеск будущих веков, Он сквозь толпу и шум прошел, как властный. Мгновенно замер говор голосов, Как будто в вечность приоткрылись двери, И я спросил, дрожа, кто он таков. Но тотчас понял: Данте Алигьери. 18 декабря 1900 "И ты предстала мне, Флоренция" (Василий Алексеевич Комаровский) И ты предстала мне, Флоренция, Как многогрешная вдова, Сжимающая индульгенцию, Закутанная в кружева. Его костер как будто курится! Как будто серая зола Все эти своды, эти улицы, Все эти камни обмела. Звеня узорными уздечками По ним спускался и сверкал, Дразня бесстыдными словечками, Неугомонный карнавал. И будто здесь Саванаролою Навеки радость проклята... Над мертвою Прокридой голою Дрожат молитвенно уста! 1913 Из Флоренции (Саша Чёрный) В старинном городе, чужом и странно близком, Успокоение мечтой пленило ум. Не думая о временном и низком, По узким улицам плетешься наобум... В картинных галереях — в вялом теле Проснулись все мелодии чудес, И у мадонн чужого Боттичелли, Не веря, служишь столько тихих месс... Перед Давидом Микельанджело так жутко Следить, забыв века, в тревожной вере За выраженьем сильного лица! О, как привыкнуть вновь к туманным суткам, К растлениям, самоубийствам и холере, К болотному терпенью без конца?.. <1910> Колокола (Маргарита Иосифовна Алигер) Колокольный звон над Римом кажется почти что зримым,- он плывет, пушист и густ, он растет, как пышный куст. Колокольный звон над Римом смешан с копотью и дымом и с латинской синевой,- он клубится, как живой. Как река, сорвав запруду, проникает он повсюду, заливает, глушит, топит судьбы, участи и опыт, волю, действия и думы, человеческие шумы и захлестывает Рим медным паводком своим. Колокольный звон над Римом кажется неутомимым,- все неистовей прилив волн, идущих на прорыв. Но внезапно миг настанет. Он иссякнет, он устанет, остановится, остынет, как вода, куда-то схлынет, и откатится куда-то гул последнего раската,- в землю или в небеса? И возникнут из потопа Рим, Италия, Европа, малые пространства суши — человеческие души, их движения, их трепет, женский плач и детский лепет, рев машин и шаг на месте, шум воды и скрежет жести, птичья ярмарка предместий, милой жизни голоса. Неаполь (Николай Степанович Гумилёв) Как эмаль, сверкает море, И багряные закаты На готическом соборе, Словно гарпии, крылаты; Но какой античной грязью Полон город, и не вдруг К золотому безобразью Нас приучит буйный юг. Пахнет рыбой и лимоном, И духами парижанки, Что под зонтиком зеленым И несет креветок в банке; А за кучею навоза Два косматых старика Режут хлеб… Сальватор Роза Их провидел сквозь века. Здесь не жарко, с моря веют Белобрысые туманы, Все хотят и все не смеют Выйти в полночь на поляны, Где седые, грозовые Скалы высятся венцом, Где засела малярия С желтым бешеным лицом. И, как птица с трубкой в клюве, Поднимает острый гребень, Сладко нежится Везувий, Расплескавшись в сонном небе. Бьются облачные кони, Поднимаясь на зенит, Но, как истый лаццарони, Все дымит он и храпит. Неаполь (Каролина Карловна Павлова) На палубе в утренний час я стояла,- Мы к южной неслися роскошной стране; В раздольной, шумливой морской ширине Смирялися брызги задорные вала. Мы быстро неслись; отбегала светло С боков парохода струистая пена; Ждала я,- в залив выдавалась Мизена, Везувия тихо дымилось жерло. И с левой руки расстилаясь и с правой, Виднелись брега благодатной земли; И взором я града искала вдали, Облитого морем, мощенного лавой. И там, где эфирный сияющий свод Касался с любовью земного предела,- Неаполь блеснул и раскинулся бело Меж яхонтом неба и яхонтом вод. Палермо (Под сводами огромного собора) (Валентин Яковлевич Парнах) Наталии Гончаровой. Под сводами огромного собора, В темнице драгоценного органа, Хор голосов протяжно пел хвалы. И бури полнозвучного напора Приподнимали гулкие валы. И разверзались недра океана. Пять суток огневых вихрь от Сахар Вторгался, опалял песчаной сушью И оглушал, и предавал удушью, Внезапным холодом сменяя жар! Колючих скал и кактусов громада, Блистательных Семитов падший трон, Суровый, крайний Юг!.. Но ты, отрада, Провеяла! Благоухал лимон. И ехали в колясках, полулежа, Из улиц к морю, медленно, в закат, Графини истомлённые, тревожа Бред меланхолии. Восточный лад, Глаз сарацинский! Древние загары На пире смугло-матовом цвели. И море им открылось после кары, И величаво стыли корабли… Но горько преданный одной химере, Я нес себе безжалостный закон. И было здесь отчаянье потери Прав на гармонию. Тюремный сон! Благоуханий и крушений слава, Великолепья древняя основа, Павлины мозаик и пальм сады! Я весь был ярость грозного устава, Я дал обет молчанья и вражды. И жгло, душило, как сирокко, Слово! 1918 Палермо (Сицилианцы в бархатных костюмах) (Валентин Яковлевич Парнах) Сицилианцы в бархатных костюмах, Сицилианки в мусульманских шалях, Монахи-греки в тенях риз угрюмых, Корабль на парусах в закатных далях! Сменяясь, все молились здесь в мечети, Арабы и отцы-иеремиты, В горячем воздухе, в надменном свете Боролись племена и были слиты. Да, я родной Тирренским славным водам И фиолетовым палящим скалам, Владыкам пальм, арабам-мореходам И этим старцам гордым и усталым! 1919 Пиза (Николай Степанович Гумилёв) Солнце жжет высокие стены, Крыши, площади и базары. О, янтарный мрамор Сиены И молочно-белый Каррары! Все спокойно под небом ясным; Вот, окончив псалом последний, Возвращаются дети в красном По домам от поздней обедни. Где ж они, суровые громы Золотой тосканской равнины, Ненасытная страсть Содомы И голодный вопль Уголино? Ах, и мукам счет и усладам Не веками ведут — годами! Гибеллины и гвельфы рядом Задремади в гробах с гербами. Все проходит, как тень, но время Остается, как прежде, мстящим, И былое, темное бремя Продолжает жить в настоящем. Сатана в нестерпимом блеске, Оторвавшись от старой фрески, Наклонился с тоской всегдашней Над кривого пизанской башней. Прощаясь с Венецией (Михаил Александрович Дудин) В. Н. Орлову Венеция уходит. Не тревожь Венеции дождей и старых дожей, Смущавшей оборванцев и вельмож Осанкою и золотистой кожей. Венеция уходит в глубину, Венеция скрывается из виду, Перечеркнув старинную вину И позабыв последнюю обиду. Венеция уходит навсегда. Уходят тротуары и подмостки. И куполом смыкается вода Над рыжим завихрением прически. Там в изумрудном забытьи воды Ее кольцо колышется неярко, И медленно смываются следы Моей любви с камней святого Марка. Венеция! Уходит страсть и стать. Сестра моя, а мне куда податься! Венеции положено блистать, Венеция устала торговаться. Венеция уходит. На канал От железнодорожного вокзала Оплакивать последний карнавал Последняя гондола опоздала. Парада нет, и пушки не палят. Обманутая временем жестоко, Венеция уходит в Китеж-град, Как женщина, легко и одиноко. Горит ее пленительная прядь, Прочесанная солнцем над волною. ...О чем ты призадумалась? Присядь. Когда мы снова встретимся с тобою? 1971 Равенна (Александр Александрович Блок) Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик. И догорает позолота В стенах прохладных базилик. От медленных лобзаний влаги Нежнее грубый свод гробниц, Где зеленеют саркофаги Святых монахов и цариц. Безмолвны гробовые залы, Тенист и хладен их порог, Чтоб черный взор блаженной Галлы, Проснувшись, камня не прожег. Военной брани и обиды Забыт и стерт кровавый след, Чтобы воскресший глас Плакиды Не пел страстей протекших лет. Далёко отступило море, И розы оцепили вал, Чтоб спящий в гробе Теодорих О буре жизни не мечтал. А виноградные пустыни, Дома и люди - всё гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба. Лишь в пристальном и тихом взоре Равеннских девушек, порой, Печаль о невозвратном море Проходит робкой чередой. Лишь по ночам, склонясь к долинам, Ведя векам грядущим счет, Тень Данта с профилем орлиным О Новой Жизни мне поет. Май-июнь 1909 Рим (Николай Степанович Гумилёв) Волчица с пастью кровавой На белом, белом столбе, Тебе, увенчанной славой, По праву привет тебе. С тобой младенцы, два брата, К сосцам стремятся припасть. Они не люди, волчата, У них звериная масть. Не правда ль, ты их любила, Как маленьких, встарь, когда, Рыча от бранного пыла, Сжигали они города? Когда же в царство покоя Они умчались, как вздох, Ты, долго и страшно воя, Могилу рыла для трех. Волчица, твой город тот же У той же быстрой реки Что мрамор высоких лоджий, Колонн его завитки, И лик Мадонн вдохновенный, И храм святого Петра, Покуда здесь неизменно Зияет твоя нора, Покуда жесткие травы Растут из дряхлых камней И смотрит месяц кровавый Железных римских ночей?! И город цезарей дивных, Святых и великих пап, Он крепок следом призывных, Косматых звериных лап. Рим (Каролина Карловна Павлова) Мы едем поляною голой, Не встретясь с живою душой; Вдали, из-под тучи тяжелой, Виднеется город большой. И, будто б его называя, Чрез мертвой пустыни предел От неба стемневшего края Отрывистый гром прогремел. Кругом все сурово и дико; Один он в пространстве немом Стоит, многогрешный владыка, Развенчанный божьим судом. Стоит беззащитный, недужный, И смотрит седой исполин Угрюмо в угрюмый окружный Простор молчаливых равнин: Где вести, и казнь, и законы Гонцы его миру несли, Где тесные шли легионы, Где били челом короли. Он смотрит, как ветер поляны Песок по пустыни метет, И серые всходят туманы Из топи тлетворных болот. Рим (Сергей Сергеевич Заяицкий) 1. Рим Фабия и Рим Нерона И ты, столица наших дней, Под той же сенью небосклона, Ты сколько видела людей? Ты сколько видела страданий, Ненужных войн, забытых ссор — Судьба к Teбе простёрла длани И изрекла свой приговор. Она сказала: Рим сената, Ты был велик ещё вчера, Умри теперь, пришла пора, Пусть ныне крест в лучах заката Горит на куполе Петра. И умер Рим и умер форум, И в прахе пали алтари И вспыхнул крест в лучах зари, Воздетый царственным собором. 2. Люблю бродить среди могил Былого форума и Рима, Здесь кто-то верил и любил, В руках судьбы неумолимой. В пахучей высохшей траве С шуршаньем ящерица мчится, А в беспредельной синеве Парят и утопают птицы. И вьётся узкая тропа, Здесь Цезарь проходил когда-то, Здесь с кликом двигалась толпа К дверям гранитного сената. Ты спишь, о славных днях скорбя, Могучий Рим, могучий форум, Лишь путник ныне на тебя Посмотрит любопытным взором. А римлянин пройдёт кругом, Не остановится, не взглянет — Что рыться в прахе вековом? Ведь Цезарь спит могильным сном И легион его не встанет. 3. Под синей мглою небосклона В зоологическом саду, Сидишь ты, русская ворона, Среди роскошных какаду. О, ты должна собой гордиться, Чем стала ты и чем была, Не ты ль оборванною птицей Отбросы в булочных крала? Не за тобой ли гнались кошки, По переулкам и дворам, Не ты ли мёрзла на окошке В крещенский холод по ночам. Не ты ли при лучах заката Справляла свадьбу в небесах, Когда на дремлющих лугах Туман стелился синеватый. Nul n’est prоfect dans sons pays Ты это ясно доказала, Чем ты была и чем ты стала И где теперь друзья твои? Они, как прежде, по заборам Кричат и скачут без забот. И разве только сонный кот Их провожает злобным взором. Рим (Пётр Андреевич Вяземский) Рим! всемогущее, таинственное слово! И вековечно ты, и завсегда ты ново! Уже во тьме времен, почивших мертвым сном, Звучало славой ты на языке земном. Народы от тебя, волнуясь, трепетали, Тобой исписаны всемирные скрижали; И человечества след каждый, каждый шаг Стезей трудов, и жертв, и опытов, и благ, И доблесть каждую, и каждое стремленье, Мысль светлую облечь в высокое служенье, Все, что есть жизнь ума, все, что души есть страсть - Искусство, мужество, победа, слава, власть,- Все выражало ты живым своим глаголом, И было ты всего великого символом. Мир древний и его младая красота, И возмужавший мир под знаменем креста, С красою строгою и нравственным порядком, Не на тебе ль слились нетленным отпечатком? Державства твоего свершились времена; Другие за тобой слова и имена, Мирского промысла орудья и загадки, И волновали мир, и мир волнуют шаткий. Уж не таишь в себе, как в урне роковой, Ты жребиев земли, покорной пред тобой, И человечеству, в его стремленьи новом, Звучишь преданьем ты, а не насущным словом, В тени полузакрыт всемирный великан: И форум твой замолк, и дремлет Ватикан. Но избранным душам, поэзией обильным, И ныне ты еще взываешь гласом сильным. Нельзя - хоть между слов тебя упомянуть, Хоть мыслью по тебе рассеянно скользнуть, Чтоб думой скорбною, высокой и спокойной Не обдало души, понять тебя достойной. <1846> Рим (Где лягушки фонтанов, расквакавшись) (Осип Эмильевич Мандельштам) Где лягушки фонтанов, расквакавшись И разбрызгавшись, больше не спят И, однажды проснувшись, расплакавшись, Во всю мочь своих глоток и раковин Город, любящий сильным поддакивать, Земноводной водою кропят,— Древность легкая, летняя, наглая, С жадным взглядом и плоской ступней, Словно мост ненарушенный Ангела В плоскоступье над желтой водой,— Голубой, онелепленный, пепельный, В барабанном наросте домов, Город, ласточкой купола лепленный Из проулков и из сквозняков,— Превратили в убийства питомник Вы, коричневой крови наемники, Италийские чернорубашечники, Мертвых цезарей злые щенки... Все твои, Микель Анджело, сироты, Облеченные в камень и стыд,— Ночь, сырая от слез, и невинный Молодой, легконогий Давид, И постель, на которой несдвинутый Моисей водопадом лежит,— Мощь свободная и мера львиная В усыпленьи и в рабстве молчит. И морщинистых лестниц уступки — В площадь льющихся лестничных рек,— Чтоб звучали шаги, как поступки, Поднял медленный Рим-человек, А не для искалеченных нег, Как морские ленивые губки. Ямы Форума заново вырыты И открыты ворота для Ирода, И над Римом диктатора-выродка Подбородок тяжелый висит. 16 марта 1937 Рим (Поговорим о Риме — дивный град!) (Осип Эмильевич Мандельштам) Поговорим о Риме — дивный град! Он утвердился купола победой. Послушаем апостольское credo: Несется пыль, и радуги висят. На Авентине вечно ждут царя — Двунадесятых праздников кануны, — И строго-канонические луны — Двенадцать слуг его календаря. На дольный мир глядит сквозь облак хмурый Над Форумом огромная луна, И голова моя обнажена — О, холод католической тонзуры! 1914 Рим ночью (Фёдор Иванович Тютчев) В ночи лазурной почивает Рим. Взошла луна и овладела им, И спящий град, безлюдно-величавый, Наполнила своей безмолвной славой... Как сладко дремлет Рим в ее лучах! Как с ней сроднился Рима вечный прах!.. Как будто лунный мир и град почивший — Всё тот же мир, волшебный, но отживший!.. <1850> Сиена (Александр Александрович Блок) В лоне площади пологой Пробивается трава. Месяц острый, круторогий, Башни - свечи божества. О, лукавая Сиена, Вся - колчан упругих стрел! Вероломство и измена - Твой таинственный удел! От соседних лоз и пашен Оградясь со всех сторон, Острия церквей и башен Ты вонзила в небосклон! И томленьем дух влюбленный Исполняют образа, Где коварные мадонны Щурят длинные глаза: Пусть грозит младенцу буря, Пусть грозит младенцу враг, Мать глядится в мутный мрак, Очи влажные сощуря!.. 7 июня 1909 Сорренто (Ведут дороги длинные) (Дмитрий Сергеевич Мережковский) Ведут дороги длинные Меж каменных оград, Сквозь рощи апельсинные — Эдема вечный сад. Кругом – благоухание Бесчисленных плодов, И теплое дыхание, И сырость парников. Ручьи лепечут звонкие... И солнце в тихий лес Сквозит сквозь щели тонкие В соломенный навес — Под эти крыши зимние, Где нежатся плоды... Зимой гостеприимные Лимонные сады... Сорренто безмятежное, В дремотной тишине Так тускло солнце нежное, Подобное луне, В твоих садах единственных И памятных навек, Как в сумерках таинственных На дне глубоких рек. Не водоросли чудные, На стенах травы спят, Их нити изумрудные, Как волосы, висят, Блестят росой холодною... А там, в сыром углу, Как будто сквозь подводную, Загадочную мглу, — Под кущей благовонною — От всех людей далек — Пред бледною Мадонною Мерцает огонек. Здесь молит – ненасытное, — Здесь верит сердце вновь В блаженство первобытное И в райскую любовь. <1896> Сорренто (О, Помпея далекая, рощи лимонные) (Дмитрий Сергеевич Мережковский) О, Помпея далекая, рощи лимонные. Очертанья Везувия легкие, чистые, В темнолистых поникших ветвях золотистые, Разогретые солнцем, плоды благовонные!.. О Сорренто, великого моря дыхание, -- Это всё обаяние Возвращает меня к моей первой любви... Не ревнуй и природу чужой не зови, И не бойся, что я предаюсь ее нежности, Что забуду тебя я в безбрежности Тихо спящего моря, вдали от людей, Что сравню с красотою мгновенной твоей Красоту эту вечную... Милая, душу живую твою Здесь я в природе еще беззаветней люблю, Душу твою бесконечную! 1891 Стены Рима (Степан Петрович Шевырев) Веками тканая величия одежда! О каменная летопись времен! С благоговением, как набожный невежда, Вникаю в смысл твоих немых письмен. Великой буквою мне зрится всяк обломок, В нем речи прерванной ищу следов... Здесь все таинственно - и каждый камень громок Отзывами отгрянувших веков. Начало 1830 Флоренция (Алексей Александрович Сурков) Каррарского мрамора белые блоки. И мышцы в намеке, и лица в намеке. Мятежная сила невольников Рима Рождается в камне, могуча и зрима. По воле резца непонятной, чудесной Молчанье гремит торжествующей песней. Гимн варварской мощи, дерзанью, работе Поет Микельанджело Буонаротти. У белого камня, у мраморной груды Стоим, созерцая великое чудо. И видим, как времени власть побеждая, Ликуя в экстазе, любя и страдая, Сквозь годы исканий, сквозь путы сомнений Из холода глыб прорывается гений. 1959 Флоренция (Николай Степанович Гумилёв) О сердце, ты неблагодарно! Тебе — и розовый миндаль, И горы, вставшие над Арно, И запах трав, и в блеске даль. Но, тайновидец дней минувших, Твой взор мучительно следит Ряды в бездонном потонувших, Тебе завещанных обид. Тебе нужны слова иные. Иная, страшная пора. …Вот грозно стала Синьория, И перед нею два костра. Один, как шкура леопарда, Разнообразен, вечно нов. Там гибнет «Леда» Леонардо Средь благовоний и шелков. Другой, зловещий и тяжелый, Как подобравшийся дракон, Шипит: «Вотще Савонароллой Мой дом державный потрясен». Они ликуют, эти звери, А между них, потупя взгляд, Изгнанник бедный, Алигьери, Стопой неспешной сходит в Ад. Всего стихотворений: 46 Количество обращений к теме стихотворений: 2642 |
||
russian-poetry.ru@yandex.ru | ||
Русская поэзия |